НЬЮ-ЙОРК, 4 ноя - РИА Новости, Лариса Саенко. Самая затяжная в истории США избирательная президентская избирательная кампания стала новаторской не только потому, что впервые ее первыми лицами стали чернокожий - Барак Обама и женщина - Сара Пэйлин, но и в связи с применением новых PR-технологий, считает профессор политологии нью-йоркского университета New School Нина Хрущева.
Предмет, который ведет правнучка советского лидера Никиты Хрущева, подарившего России послесталинскую "оттепель", - пропаганда.
"Нынешняя президентская кампания в США приобрела совершенство Голливуда. Два года страна притянута к экранам электоральной баталии, как к "мыльной опере". Когда я сама смотрю телевизор, то ловлю себя на ощущении, что вижу добротный политический блокбастер", - сказала Хурщева в интервью РИА Новости.
Сказать наверняка, что будет в его последней серии - кто будет избран президентом США во вторник, 4 ноября, пока нельзя, интрига продолжает развиваться.
"Я слежу за речами Обамы и ловлю себя на мысли, что он играет такого же идеального президента, как играли свои президентские роли маститые "звезды" Голливуда Майкл Дуглас или Робин Уильямс. У него такие правильные паузы и интонации, его харизматичные беззапиночные речи стали более четко построенными к средине кампании", - отмечает Хрущева.
Американские избиратели за два года узнали все об Обаме, его жене, детях, гавайской бабушке, друзьях и недругах, обо всем, что было и даже о том, чего не было, указала она.
"Обама безусловно талантлив. Насколько его "сделали"? Мне трудно представить избирательную кампанию США без работы политтехнологов, но этой работы я не вижу. Все происходит как на самом деле", - говорит Хрущева.
Республиканский кандидат Джон Маккейн с точки зрения политтехнологий не представлял интереса для Хрущевой, но вялую сценарную линию республиканцев восполнила неожиданно востребованная губернатор Аляски Сара Пэйлин.
"Номинация Пэйлин кандидатом в вице-президенты от Республиканской партии стала таким же пиар-ходом, как и появление "Джо-водопроводчика". Сара ворвалась в эфир, и все стали обсуждать ее семью, ее хобби, ее прическу и наряды", - считает Хрущева.
Непредсказуемое появление на политической арене неизвестной сексапильной Пэйлин действительно на какое-то время стало главной темой выборов и резко подняло рейтинг Джона Маккейна.
"Вначале она производила впечатление провинциальной золушки и на мой взгляд слишком походила на "ботаника". Я даже заметила коллегам, что мои туфли получше, чем у кандидатки. Однако очень быстро ее туфли стали лучше, особенно после того, как из партийной кассы на обновление гардероба дамы-политика было направлено 150 тысяч долларов. Это было правильное решение", - считает Хрущева.
Она отмечает, что в отличие от множества пародий на Маккейна и Пэйлин, этот разбивающий кумиров жанр не получил развития в борьбе против Обамы - он не подал повода отсутствием имиджевых штампов.
Новые медийные технологии продвинули политические программы на новый виток, позволяющий видеть политический процесс как реалити-шоу, с выведенными на монитор с основной "картинкой" второстепенные сюжеты, мнения комментаторов и рядового избирателя.
Жесткие пропагандистские посылы беспощадно разделившихся на республиканские и демократические телеканалов перемежаются с "гласом народа", который ведет в прямом эфире свои звуковые, а то и видео-странички, рассказывает студии свои истории - как, например, народная летопись банкротства на канале CNBC или социальный репортаж на CNN.
"За восемь лет правления Джорджа Буша американские СМИ оказались страшно разделенными по принципу политических предпочтений. Политкоррекность в Америке часто заменяет цензуру", - сказала Хрущева.
На новую высоту в нынешнюю кампанию возведен Интернет - даже корреспондент РИА Новости в эти дни получает регулярные письма от Обамы или его штаба с просьбой помочь материально и заверениями "Ты нужна нам".