Рейтинг@Mail.ru
4 ноября - РИА Новости, 04.11.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

4 ноября

© РИА НовостиДень народного единства.
День народного единства.
Читать ria.ru в
Дзен
- День народного единства в России
- Празднование Казанской иконе Божией Матери
1993 - в Москве на Красной площади открыт Казанский собор, разрушенный более 70 лет назад

День народного единства - Общенациональный российский праздник

16 декабря 2004 года Государственная Дума приняла сразу в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях) России. Закон, в частности, предусматривал введение нового праздника - Дня народного единства. На этот день был перенесен государственный выходной день с 7 ноября - Дня Согласия и Примирения. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось, что 4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». С 2005 года 4 ноября в России государственный выходной.

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых - государь Михаил Федорович. Смутное время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский.

Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства. По указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Празднование Казанской иконе Божией Матери

В 1579 году большая часть Казани, незадолго до того взятой войсками Ивана Грозного, была уничтожена пожаром. Местный люд постепенно стал отстраивать дома. Среди погорельцев был стрелец Даниил Онучин. Его 9-летней дочери Матроне было во сне явление Богородицы, которая повелела девочке достать на пепелище икону Божией Матери, зарытую при мусульманском господстве тайными исповедниками православия. Икону действительно нашли, причем, по церковным летописям, явление ее сопровождалось «многими чудотворениями» (явление иконы Русская Православная Церковь празднует 21 июля). Казанская икона Божией Матери быстро стала одной из главных святынь православных христиан. В том же 1579 году царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько списков (копий), два из которых Русской Церковью почитались особо. Один список с иконы был прислан в народное ополчение Минина и Пожарского, которое в 1612 году освободило Москву от польских захватчиков (ныне этот список находится в Богоявленском кафедральном соборе в Москве). В память об освобождении Москвы установлен день празднования Казанской иконе Божией Матери - 4 ноября. Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром I в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной из главнейших святынь града Петра. В 1811 году в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.

В июне 1904 года собор Казанского монастыря был ограблен злоумышленниками; бесследно пропала и чудотворная икона Божьей Матери. После революции 1917 года многие иконы из-за их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров. Один из списков Казанской иконы Божией Матери, написанный в XVIII веке и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе римскому Иоанну Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1981 года. Летом 2004 года почитаемый список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери был возвращен в Россию и передан в Московский патриархат. В июле 2005 года Алексий II доставил образ в Казань во время своей поездки, приуроченной к 450-летию Казанской епархии Русской православной церкви. Теперь список с иконы Казанской Божией Матери хранится в Благовещенском монастыре Казани в бронированном позолоченном киоте под наблюдением 13 видеокамер. На Руси праздник Казанской Божией Матери считался важной датой в крестьянском календаре. Это был своего рода пороговый день, вслед за которым почти сразу наступала настоящая зима. С этим днем связано много народных поговорок: «Коли на Казанскую небо заплачет, то следом и зима придет»; «С Казанской тепло морозу не указ». Кроме того, в этот день в России любили играть свадьбы, так как считалось, что тот, кто женится на Казанскую, будет счастлив в браке.

1993 - в Москве на Красной площади открыт Казанский собор, разрушенный более 70 лет назад

Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. После пожара 1635 года вместо деревянного собора мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии - царским мастером Абросимом Максимовым) был построен каменный на средства государя Михаила Федоровича и освящен патриархом Иосифом 15 октября 1636 года. Со времени постройки храм стал одной из важнейших Московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в Московском духовенстве. В 1650 году перед собором были построены новая паперть и колокольня, а в конце XVII века устроено парадное крыльцо, покрытое бочкой и увенчанной главкой. После окончания строительства собора была сделана гладкая деревянная мостовая от него до Лобного места, получившая сначала название Красный мост, а возле храма - Красная площадь. В 1801 году была сломана прежняя шатровая колокольня и к 1805 году выстроена новая двухъярусная, в 1865 году был надстроен третий ярус. В 1849 году внутри собора был установлен новый иконостас, в 1873 году сделана новая роспись стен.

В 1925-1930 годах под руководством архитектора Петра Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьезная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращен первоначальный облик, сняты чертежи и замеры. Вскоре Казанский собор закрыли и сперва превратили в столовую и склад, а летом 1936 года сломали. Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала. Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная.

Казанский собор в Москве восстановлен в 1990-1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Автором проекта стал архитектор Олег Журин, один из учеников Петра Барановского. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) были предоставлены правительством Москвы. 4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а ровно через три года освятил заново возведенный храм. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская».

2004 - в Иркутске состоялось торжественное открытие памятника адмиралу Александру Колчаку


Александр Васильевич Колчак родился 16 ноября (4 ноября ст.ст) 1874 года в семье морского офицера-артиллериста. Окончил Морской кадетский корпус. Во время русско-японской войны 1904-1905 годов командовал эсминцем и батареей в Порт-Артуре. Участник полярных экспедиций 1900-1903 и 1908-1911 годов. В 1906-1909 и 1911-1914 годах служил в Морском генштабе. Участвовал в первой мировой войне в должностях начальника оперативного отдела Балтийского флота, командира минной дивизии и с июля 1916 года - командующего Черноморским флотом. После февральской революции 1917 года занял резко контрреволюционную позицию и под давлением матросских масс был отозван Временным правительством в Петроград. Был послан в командировку в Великобританию и США. В октябре 1918 года с английским генералом Ноксом прибыл в Омск и 4 ноября был назначен военным и морским министром «сибирского правительства». 18 ноября 1918 года при поддержке кадетов, белогвардейских офицеров принял титул «верховного правителя российского государства» и звание верховного главнокомандующего. После разгрома белогвардейских войск из Омска перебрался в Иркутск, где 27 декабря 1919 был взят под охрану чехословацкими войсками. 15 января 1920 года по требованию восставших рабочих выдан эсеро-меньшевистскому политцентру, а затем передан большевистскому ревкому. Расстрелян возле Знаменского монастыря в Иркутске 7 февраля 1920 года.

4 ноября 2004 года в Иркутске состоялось торжественное открытие памятника Александру Колчаку, приуроченное к 130-летию со дня рождения адмирала. В церемонии открытия приняли участие губернатор Иркутской области, руководители администрации города, депутаты, иркутские казаки, представители общественности. Выступавшие говорили, что Александр Колчак вошел в историю не только как один из лидеров Белой гвардии, но и как талантливый флотоводец, исследователь Сибири и Арктики. Автор памятника - народный художник России Вячеслав Клыков. Медная фигура адмирала высотой в 4,5 метра установлена на высоком постаменте. На нем изображены барельефы двух солдат-братьев в форме Красной и Белой армии, опустившие штыки своих винтовок. По словам Клыкова, «памятник выражает идею прекращения братоубийственной гражданской войны и примирение до сих пор искусственно расколотого общества». Памятник установлен на площадке около Знаменской церкви, недалеко от реки Ангары, в водах которой нашло последний приют тело расстрелянного в 1920-м году Колчака. В память об этом на воду был спущен траурный венок.

1890 - в Лондоне открылась первая электрическая линия метрополитена


Лондон - родина метро как вида транспорта, а лондонское метро - старейшая в мире подземная городская железная дорога. Первая ее очередь - вокзал Паддингтон (в то время Бишопс) - вокзал Фаррингдон, была открыта 10 января 1863 года. Первый поезд состоял из 23 вагончиков без крыши и управлялся паровозом Стефенсона. Церемония открытия была торжественно обставлена. Добровольцы-пассажиры рассаживались по местам под звуки оркестра, который, как злословили журналисты, «играл с таким рвением и пылом, что даже самый робкий человек с радостью согласился бы на любой способ передвижения, лишь бы покинуть платформу». Так как дело было зимой, каждому пассажиру выдали по стаканчику бренди с водой. Название этой линии - «Метрополитен-лайн» - превратилось во многих языках мира в нарицательное слово «метрополитен», обозначающее городскую систему внеуличного рельсового транспорта. Сами же англичане называют метро в целом «подземкой» (Underground), а участки глубокого заложения «трубой» (Tube). Сразу же после открытия первой очереди лондонское метро стало бурно развиваться. В 1864 году линия метрополитена была продлена до Хаммерсмита, в 1868 году началось движение до Южного Кенсингтона, в 1876 году был пущен участок до Олдгейта, а в 1882 году - до лондонского Тауэра. Кроме того, в 1868 году была построена ветка от Бейкер-Стрит до Суисс-Коттедж, которая к 1889 году была поэтапно продлена до Чесхэма. В 1868-1871 годах был построен первый участок Кольцевой и Дистрикт линий, а уже к 1884 году кольцо было замкнуто. Первые метропоезда действовали на паровой тяге, причем локомотивы были устроены так, что отработанный пар конденсировался, а не выпускался сразу наружу.

С 1890 года вместо тоннелей мелкого заложения стали строить линии на электрической тяге, которые в центре города проходят в тоннелях глубокого заложения (Tube), а на окраинах выходят на поверхность. Первая в мире подземная электрическая дорога открылась в Лондоне 4 ноября 1890 года: это была Северная линия на участке Стоквелл - Кинг Уильям-Стрит. Открыл движение и первым пассажиром стал принц Уэльсский, будущий король Великобритании Эдуард VII. Первая электрическая линия протяженностью в шесть километров называлась Metropolitan Railway, то есть «столичная железная дорога». Сокращение этого длинного названия до пяти букв и породило всем нам знакомое «метро». В 1890-1904 годах были построены четыре таких линии, получившие общее наименование Индепендент-тьюб. Три более поздние линии, открытые в 1906-1907 годах, получили классификацию Йеркс-тьюб, по фамилии чикагского миллионера Йеркса, на деньги которого они были сооружены. С этого времени началась и поэтапная электрификация паровозных линий, которая полностью завершилась к 1913 году. В настоящее время лондонский метрополитен включает в себя 275 станций, протяженность путей - более 400 километров.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала