Полина Денисовна Осипенко (Дудник) родилась 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка (ныне село Осипенко) Бердянского района Запорожской области (Украина) в крестьянской семье. Была девятым ребенком в семье. Окончила два класса церковно-приходской школы. В 1929 году окончила курсы птицеводов в Киеве, работала заведующей колхозной птицефермой.
Вскоре она решила стать летчиком. Первая попытка поступить в Качинскую школу летчиков не увенчалась успехом, и Осипенко пошла работать в столовую для пилотов. Полеты курсантов училища проходили на нескольких площадках, иногда летчики брали Полину в кабину самолета. Там она научилась летать на У‑2.
Во время визита в училище Климента Ворошилова Осипенко упросила его зачислить ее в училище, которое окончила в 1933 году. Приказом Генерального штаба РККА Полину направили в одну из авиачастей Харьковского гарнизона, где, оценив ее летное мастерство, назначили командиром звена. Дальнейшие места службы ‑ авиачасти Житомира и Киева.
Весной 1935 года летчицу перевели в Московский военный округ, а затем назначили инспектором ВВС при Генштабе. В 1936 году Полина Осипенко участвовала во Всесоюзном совещании жен командного и начальствующего состава РККА в Кремле и была представлена руководству страны. С высокой трибуны она заявила: "Обещаю летать выше всех девушек мира!"
Сначала летчица решила перекрыть достижение итальянки Негрон, гидросамолет которой поднялся на высоту 6200 метров. Свой гидросамолет Осипенко осваивала в районе Севастополя ‑ на крупной летной базе. 22 мая 1937 года Осипенко установила мировой рекорд, поднявшись на высоту 9100 метров. Через два дня ‑ мировой рекорд при полете с грузом: Полина подняла на гидросамолете на высоту 7009 метров груз в одну тонну. Затем она решила штурмовать рекорды на дальность: перелететь страну с юга на север. Разрешение на полет и подбор экипажа дал нарком обороны Климент Ворошилов.
2 июля 1938 года экипаж в составе Полины Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой установил женский мировой рекорд полета по прямой (беспосадочный перелет Севастополь‑Архангельск). 24‑25 сентября 1938 года на самолете АНТ‑37 "Родина" (командир ‑ Валентина Гризодубова, штурман ‑ Марина Раскова) совершила беспосадочный перелет Москва ‑ Дальний Восток (Керби) протяженностью 6450 километров (по прямой ‑ 5910 километров). В ходе перелета был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полета. За свой подвиг Гризодубова, Осипенко и Раскова первыми из женщин страны получили звание Героя Советского Союза.
После перелета "Москва ‑ Дальний Восток" Полина Осипенко была инспектором по технике пилотажа, наставником пилотов‑истребителей. 1 мая 1939 года участвовала в воздушном параде, пролетев в группе скоростных истребителей над Красной площадью.
Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года во время учебно‑тренировочных сборов вместе с начальником главной летной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым. В официальном сообщении, обнародованном газетой "Правда" никаких подробностей трагедии не сообщалось. Похоронена в Москве у Кремлевской стены.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников