Национальная Академия Российского телевидения «ТЭФИ» сменила президента. Теперь ее возглавляет не Владимир Познер, человек, олицетворяющий высокий телевизионный профессионализм, а Михаил Швыдкой, который тоже не последний профессионал в рядах телевизионных тружеников. Но он еще и опытный менеджер. И еще – недюжинный дипломат. Последнее многим представляется наиболее существенным плюсом для человека, ставшего президентом «ТЭФИ» в нынешней ситуации.
Как ни крути, что ни говори, а первая после пятнадцатилетнего «царствования» Владимира Познера, «перемена блюд» – событие. Не смена вех, конечно. Но, может быть, некое знамение?..
В конце минувшего телесезона Академия оказалась на грани развала. Прошедший в сентябре церемониал награждения статуэтками ТЭФИ дал повод думать, что она за гранью. Что ничего, кроме развалин, от некогда славной, влиятельной, авторитетной структуры гражданского сообщества не осталось.
Церемония сама по себе была симптоматичной: собралась группа товарищей (на грани кворума) за ужином в одном из залов Кремлевского дворца, вне поля зрения телекамер и раздала бронзовых орфеев друг дружке.
Чувство удовлетворения у победителей было относительным. Торжествовать могли, в основном, побежденные. То есть те, кто бойкотировали официальное мероприятие. Но и те и другие понимали с равной степенью убежденности: надо в консерватории что-то поправить.
Еще накануне еще не покинувший свой пост Владимир Познер в одном из интервью дал понять, что академию ждет большая организационная перестройка, на которую и он, и академия готовы пойти. И коль скоро это произойдет, то и разговоры о кризисе самой академии окажутся бессодержательными, или, по крайней мере, останутся в прошлом.
Президент ждал перемен и, возможно даже жаждал их.
Как видим, перемены действительно последовали, и первой их жертвой стал сам президент. Его не то, чтобы переизбрали на общем собрании академиков; ему дали понять, что его уход стал бы условием возвращения в лоно общественной организации важных игроков на этой поляне – медиа-холдинга ВГТРК и телеканалов НТВ и ТНТ без потери лица для последних.
Познер взял самоотвод. Швыдкой не взял и, таким образом, оказался избранным на безальтернативной основе, что не делает чести негосударственной организации.
Впрочем, как полагают многие наблюдатели, да и большинство академиков, Швыдкой – наилучший выход из положения, коли дело уперлось в фигуру президента.
Является ли это выходом из того кризисного положения, в котором находится сама Академия?
Если считать, что кризис вызван был исключительно неудовлетворенными амбициями теленачальников, то – да. Но не все так считают. И в первую очередь так не считают некоторые начальники.
Потому примечательно высказывание Гендиректора ТНТ Романа Петренко. Он-то признал, что дело было не в Познере. Его не устраивало другое. Это «другое» он квалифицировал как «полное растление». Оно заключалось в том, что «мало кто из академиков смотрит тот продукт, который представлен на конкурс и знает, что происходит в реальности, в эфире». Как следствие, полагает Петренко, они голосуют, либо просьбе друзей, либо ориентируются в зависимости от того, что слышали о номинанте. Резюме гендиректора было сокрушительным, но надо признать справедливым: «Знаете , состояние в академии напоминает процесс коррупции: его можно начать, серьезно запустить, а закончить уже невозможно».
О такого свойства «коррупции» говорят все и давно. Много разговоров о «договорных голосованиях», об их карьерных мотивах, о корпоративном патриотизме, о нездоровой конкуренции и т.д.
И вроде бы есть проверенный опытом западных стран рецепт против этой заразы. Всего-то и требуется раза в три-четыре увеличить число академиков.
То обстоятельство, что воспользоваться им до сих пор, все-таки, в академии не решились, свидетельствует о заинтересованности в ней неких влиятельных лиц. Не суть дела – фамилии лиц. Важна природа постановки такого дела.
Любая коррупция, в том числе и коррупция дружбой, всегда и везде искривляет, деформирует естественное течение жизни. Но вместе с тем, за неимением более совершенных механизмов она хоть как-то позволяет двигать ее вперед. А в данном случае она позволяла худо-бедно контролировать процесс распределения престижных наград, управлять им.
Понятно, что демократизация Академии резко уменьшит степень взаимозависимости топ-менеджеров и их сотрудников, но зато повысит уровень стихийности процесса, его неуправляемости, его неподотчетности…
Это-то и останавливало учредителей общенациональной телевизионной награды на пути к массовизации рядов академиков.
Хватит ли теперь у них и у нового президента решимости пойти по этому пути?
- Да ради бога, - слышу я в ответ. – Да хоть завтра. Только ведь, где гарантия, что количество голосующих перейдет в качество голосования? И где гарантия того, что «растление» не пойдет дальше в массы? И кто поручится, что академики-новобранцы станут усердно отсматривать эфирный продукт?
Последний вопрос, пожалуй, по существу.
Отсматривать то количество и такого качества телевизионную продукцию, что заполняет ежедневно наш эфир, можно только за отдельные деньги и, я бы сказал, немаленькие. Это я говорю, как еженедельный телеобозреватель. Как ежедневный дежурный по эфиру.
Надо войти в положение академиков: они и их создания, по большей части не интересны друг другу. Почему тогда они должны быть интересны зрителю?
По итогам прошедшей в этом году церемонии «ТЭФИ» можно было заметить, как упал почти до нуля градус конкурентной борьбы в области того телетворчества, которое занимается производством смыслов. Того телевидения, которое работает в режиме диалога с обществом.
Сериал «Ликвидация», победивший в семи номинациях, победил заслуженно, но, практически на безальтернативной основе. В номинации «Художественный сериал» рядом «никого не стояло».
Между прочим, совсем недавно в этой престижной весовой категории соперничали «В круге первом», «Доктор Живаго», «Мастер и Маргарита».
На некогда тесной для конкурентов поляне – инфомационно-аналитической – безоговорочно господствовала телекомпания РЕН ТВ с Марианной Максимовской.
Зато на ниве развлечений битва была нешуточной. «Ледниковый период» соревновался с «Минутой славы», «Большая разница» - с Михаилом Задорновым», «Король ринга» - с «Модным приговором», «Две звезды» с «Жизнь прекрасна» и т.д.
Если так дело пойдет дальше, то в следующем году, может, и не нужно будет суетиться с «гамбургским счетом»?
***
И добро бы этого не понимали те, кто определяют характер сегодняшнего ТВ…
«Но даже программы и жанры, работавшие все эти годы эффективно, пользующиеся успехом у сердцевины основной аудитории, сейчас теряют свою популярность. И мы находимся перед новым историческим вызовом. Если мы не сможем ему соответствовать, то телевидение превратится в старомодный, увядающий способ коммуникации, который все активнее будет вытесняться новыми медиа».
Сказано это было не далее, как в конце прошлого сезона и никем иным как Гендиректорм Первого канала Константином Эрнстом.
…Генеральные директора – очень неглупые люди. Как и президенты «ТЭФИ» Только вот телевидение почему-то не умнеет.
Может надо в реальности что-то поправить?..
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции