МОСКВА, 31 окт - РИА Новости. Госдума утвердит на заседании в пятницу в третьем окончательном чтении проект федерального бюджета на 2009-2011 годы, а также рассмотрит Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП) на 2009 год и период 2010 и 2011 годов.
Содержание бюджета к третьему чтению не поменяется
Перед третьем чтением законопроекты не меняются содержательно, парламентские юристы проверяют правильность формулировок документов, над которыми заканчивают работать депутаты и передают в Совет Федерации.
Проект бюджета принятый во втором чтении предусматривает в частности выделение средств на поддержку финсистемы, увеличение расходов на оборону.
Доходы бюджета в 2009 году планируются в размере 10,9 триллиона рублей (18,98% ВВП), в 2010 году - 11,73 триллиона рублей (18,81% ВВП) и в 2011 году - 12,84 триллиона рублей (18,06% ВВП). Расходы составят в 2009 году 9,024 триллиона рублей (18,8% ВВП), в 2010 году - 10,32 триллиона рублей (18,8% ВВП), в 2011 году - 11,317 триллиона рублей (18,1% ВВП).
Планируемый объем ВВП в 2009 году - 51,475 триллиона рублей (106,0% к 2006 году), в 2010 году - 59,146 триллиона рублей, в 2011 году - 67,61 триллиона рублей.
Ожидаемый уровень инфляции в 2009 году - 8,5%, в 2010 году - 7,0%, в 2011 году - 6,8%, среднегодовой курс рубля к доллару США - 24,7 в 2009 году, 26 - в 2010 году и 27,3 рубля за доллар - в 2011 году.
В 2009 году ВЭБу выделяется 175 миллиардов рублей на поддержку отечественной финсистемы.
Дополнительно 60 миллиардов рублей пойдут на покупку вооружений, военной техники и финансирование НИОКР, а также по закрытым статьям в 2009 году дополнительно резервируется восемь миллиардов рублей по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность".
Проект бюджета увеличивает денежное содержание федеральных госслужащих и военнослужащих: с 1 августа 2009 года на 8,5%, с 1 января 2010 года на 7% и с 1 января 2011 года на 6,8%. Увеличение заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений в 2009 году будет осуществляться с учетом введения новых систем оплаты труда и с учетом увеличения с 1 декабря 2008 года на 30% бюджетных ассигнований, для чего в 2009 году предусматриваются дополнительные ассигнования в размере 114,1 миллиарда рублей с последующей индексацией.
Объем расходов на реализацию нацпроекта "Образование" утверждается в 2009 году в размере 30,9 миллиарда рублей, в 2010 году - 7,9 миллиарда рублей и в 2011 году - 7,9 миллиарда рублей, в том числе на развитие Южного и Сибирского федеральных университетов - по 3,0 миллиарда рублей ежегодно. На проект "Здоровье" выделяется в 2009 году 111,9 миллиарда рублей, в 2010 году - 105,9 миллиарда рублей и в 2011 году - 109,3 миллиарда рублей. По проекту "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" предусмотрены расходы в 2009 году в размере 91,2 миллиарда рублей, в 2010 году - 69,1 миллиарда рублей, в 2011 году - 10,6 миллиарда рублей.
Кроме того, депутаты будут рекомендовать правительству в 2009 году предусмотреть повышение стипендий учащимся учреждений начального и среднего профобразования до 800 рублей с 1 сентября 2009 года. При этом до 1 июля 2009 года правительству предлагается внести в Госдуму проект закона о ежегодной индексации стипендиального фонда начиная с 1 января 2010 года. В проектах федеральных бюджетов с 2010 года также предлагается уже сейчас предусмотреть ежегодную индексацию стипендий.
Двухтриллионный профицит будет полезен в условиях мирового кризиса
Спикер Госдумы Борис Грызлов назвал оправданным наличие значительного профицита бюджета на 2009 год. Эти средства, по его мнению, необходимы как страховка в условиях мирового финансового кризиса.
"Доходы бюджета в 2009 году будут около 11 триллионов, расходы чуть более 9 триллионов. Заложен достаточно значительный профицит и, как показывает опыт текущего года, профицит нужен для того, чтобы создать подушку безопасности в связи с нестабильным финансовым положением в мире", - сказал Грызлов накануне рассмотрения документа в третьем чтении.
Также проект бюджета разрешает правительству РФ использовать в 2009 году 175 миллиардов рублей на поддержку российского финансового рынка.
"Правительство РФ по результатам исполнения федерального бюджета в 2008 году вправе направить в 2009 году в установленном им порядке средства федерального бюджета в бюджете до 175 000 000,0 тыс. рублей на реализацию мер по поддержке финансового рынка Российской Федерации", - определяет текст законопроекта.
Премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании правительства 1 октября сообщил, что правительство в 2009 году выделит до 175 миллиардов рублей на поддержку отечественного финансового рынка.
Ситуация на российском финансовом рынке осложнилась на фоне мирового экономического кризиса, в частности кризиса на рынке США.
Также в пятницу октября палата рассмотрит в третьем чтении проекты бюджетов на 2009 и плановый период до 2010 и 2011 годов Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.
Грызлов отметил, что в бюджете Пенсионного фонда заложено повышение пенсий: дважды - базовой ее части, а также страховой.
"В целом, к концу 2009 года трудовая пенсия превысит прожиточный минимум пенсионера. Это, наверное, главные достижения, которые заложены в бюджете Пенсионного фонда на 2009 год", - отметил спикер Госдумы.
Депутаты примут к сведению ДКП
На заседании в пятницу Госдума также намерена рассмотреть и проголосовать с формулировкой "принять к сведению" за Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП) на 2009 год и период 2010 и 2011 годов, которые представлены на суд парламентариев Центробанком РФ (ЦБ). В Думе ожидают, что на обсуждении этого вопроса будут присутствовать представители финансвого блока правительства - глава Центробанка Сергей Игнатьев и вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.
В документе достаточно отражены меры, предпринимаемые ЦБ для нивелирования влияния мирового финансового кризиса на экономику России.
В ДКП отмечается, что в 2008 году не удалось достигнуть целевого ориентира инфляции (6-7%) и уровень инфляции будет около 13%.
Нестабильная ситуация на финансовых рынках, в том числе прекращение роста иностранных пассивов кредитных организаций, резкое снижение котировок акций и облигаций российских эмитентов и основных фондовых индексов, внесла серьезные коррективы в денежно-кредитную политику ЦБ в 2008 году.
Значительное внимание было уделено поддержанию уровня ликвидности банковского сектора, который был бы достаточен для его устойчивого функционирования. Были зафиксированы точки наименьшей ликвидности в марте-мае и в конце сентября, отмечается в заключении профильных комитетов палаты на представленный ЦБ документ. ЦБ реализовал комплекс мер по обеспечению финансового сектора дополнительной ликвидностью, отмечается в документе.
"Всего за первые девять месяцев 2008 года объем ликвидности, предоставленный ЦБ банковскому сектору, в 2,1 раза превысил аналогичный показатель 2007 года", - говорится в заключении. Одновременно были приняты меры по дестимулированию оттока капитала из России.
В условиях вывода инвесторами средств из российских активов и повышения спроса на иностранную валюту действия ЦБ были направлены на недопущение чрезмерного ослабления рубля и удержание бивалютной корзины внутри целевого коридора. Прирост реального эффективного курса рубля за январь-сентябрь 2008 года оказался выше показателей предыдущего года за тот же период и составил 3,3%. Депутаты полагают, что отмечаемое ЦБ снижение привлекательности рублевых сбережений по отношению к валютным может затормозить темпы прироста реального эффективного курса рубля, вследствие чего курс рубля может соответствовать прогнозируемому уровню 3,5-5%.
Предусмотренный в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009-2011 годы макроэкономический прогноз делается сразу на три года, что позволяет более адекватно оценить перспективы денежно-кредитной политики. В документе представлены расчеты исходя из четырех вариантов цены на нефть марки "Urals" - если нефть будет стоить до 66 долларов, 90, 95, 115 долларов США за баррель.
В соответствии с прогнозом, в 2009-2011 годах темпы экономического роста будут ниже, чем в 2008 году. Это, по мнению ЦБ, в совокупности с замедлением роста цен обуславливает снижение темпов роста спроса на деньги в номинальном выражении, увеличив при этом спрос на сбережения в национальной валюте.