Рейтинг@Mail.ru
Центральноазиатский ответ кризису - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Центральноазиатский ответ кризису

© sh.eastday.comНачало нынешнего "премьерского" саммита показывает, почему во время российского председательства в ШОС будет активно обсуждаться идея слияния двух саммитов
Начало нынешнего премьерского саммита показывает, почему во время российского председательства в ШОС будет активно обсуждаться идея слияния двух саммитов
Читать ria.ru в
"Премьерский саммит" ШОС всегда был чисто экономическим мероприятием. То есть местом, где должны воплощаться в нелегкую практику декларации, принимающиеся за 3 - 4 месяца до этого, на "президентских" саммитах той же организации.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

«Премьерский саммит» ШОС – точнее, Совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества – всегда был чисто экономическим мероприятием. То есть  местом, где должны воплощаться в нелегкую практику декларации, принимающиеся за 3 - 4 месяца до этого, на «президентских» саммитах той же организации.

Начало нынешнего «премьерского» саммита в Астане (Казахстан) показывает, почему во время нынешнего, российского председательства в ШОС будет активно обсуждаться идея слияния двух саммитов. Она звучала в Душанбе этим летом. Получается, что на нынешней стадии организации – и с нынешним состоянием окружающего ее мира – оторвать экономику от политики не так просто.

Прежде всего потому, что пути выхода из мирового финансового кризиса ищут сейчас не только в Вашингтоне (или на Уолл-стрите в Нью-Йорке), но и в каждом регионе мира в отдельности. И всегда оказывается, что можно сделать что-то конкретное для защиты своих экономик, такое, что частично изменит и общемировую картину. И еще оказывается, что страны и регионы мира очень хорошо понимают, что из кризиса – теоретически – можно выйти и с какими-то достижениями, а не только с потерями.

Начало саммита в Астане было традиционным: речи глав правительств. Владимир Путин, представляющий Россию, высказал в своем выступлении следующую мысль: сейчас складывается качественно новая геополитическая ситуация, когда ускоренно идет укрепление новых центров экономического роста и политического влияния.

Понятна логика: страны Центральной Азии и их соседи могут, в результате нынешних потрясений, коллективно усилиться. Отметим еще одну мысль российского премьера: «предметом конкуренции в мире становятся ценности и модели развития».

В Шанхайскую организацию сотрудничества, которая была учреждена в 2001 году, входят Россия, Казахстан, Киргизия, Китай, Таджикистан и Узбекистан. При всей непохожести их моделей развития и ценностей, это государства, где логично и неизбежно сочетание государственного контроля, государственного участия в экономическом развитии. Классические экономисты отворачивались от подобных моделей долгие годы, считая их ущербными, но катастрофа Уолл-стрита с ее принципами неограниченной свободы добавляет очков сторонникам полугосударственной модели.

Но все это – из серии высокой политэкономии. Что конкретно может сделать сегодня шестерка центральноазиатских стран, чтобы защититься, а то и выиграть в нынешней ситуации? Как она сможет избежать своих обычных проблем, мешающих их сотрудничеству? А именно – того факта, что страны типа Узбекистана, Таджикистана и Киргизии находятся в сложных отношениях друг с другом, что Россия и Казахстан растут на дорогих нефти и газе, а остальные – на дешевых, и так далее? Осознание тонкости политического момента толкает эти страны к сотрудничеству, но конкретика их отношений это сотрудничество тормозит.
Итогом премьерского саммита можно пока что считать общий настрой участников организации на общую защиту планов деятельности ШОС от возможных потрясений. А также идеи о том, что тут есть в чем посотрудничать и со странами-наблюдателями (Индия, Пакистан, Иран и Монголия).

Конкретно же в Астане ключевыми стали следующие чисто экономические темы. Члены ШОС постарались заранее защитить свои сделанные и будущие инвестиции «в области развития инфраструктуры строительства, энергетики, транспорта, высоких технологий».
Здесь повышается роль валютного регулирования – в условиях скачущих доллара или евро мысль о переходе на взаиморасчеты в национальных валютах очевидна. А вот как это сделать – задача для межбанковского объединения ШОС. Судя по высказываниям главы Внешэкономбанка Владимира Дмитриева (Внешэкономбанк возглавляет МБО ШОС), пока есть только общее понимание того, что хорошо бы это сделать. И желание проработать несколько моделей таких расчетов на практике.

Интересна здесь высказанная Путиным мысль о том, что постоянные органы ШОС требуют в новых условиях больше квалифицированных сотрудников. Тут Россия, как председатель, явно внесет свои предложения.

Наконец, можно ожидать, что российский опыт Министерства по чрезвычайным ситуациям действительно будет распространен в ближайшее время на Центральную Азию. Идея эта в рамках ШОС высказывалась давно – в виде создания там Центра по ЧС – но сейчас можно ожидать, что в течение года какие-то структуры уже начнут работать. Причем они могут принести пользу и делу сближения с наблюдателями (в Пакистане только что произошло крупное землетрясение), и станут моделью экспорта этого российского ноу-хау за пределы региона. Это выгодно во всех смыслах – экономическом и геополитическом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала