Алексей Ефимов, обозреватель РИА Новости.
На днях Китай ввел в действие новые «Правила работы аккредитованных в КНР иностранных журналистов», предложив более либеральные условия работы для журналистов зарубежных СМИ. Правда, принципиальным нововведением эти Правила назвать нельзя: утвержденный премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао документ сделал постоянными те требования к иностранным журналистам, которые были приняты на период подготовки и проведения Олимпиады в Пекине (они действовали с 1 января 2007 по 17 октября 2008 года).
Свобода до полуночи
Событие было ожидаемым, но Пекин поддерживал интригу до последнего момента. На регулярных брифингах в МИД КНР официальные представители внешнеполитического ведомства столь же регулярно отшучивались или давали уклончивые ответы на вопросы иностранных журналистов: «будут ли продлены «олимпийские свободы для иностранных СМИ» на неопределенное время?».
«Временные олимпийские правила» прекратили действовать 17 октября в 24:00. И в 23 часа иностранные корреспонденты в Пекине начали получать на свои мобильные телефоны звонки и СМС из МИД Китая, о том, что в 23:45 пройдет внеочередной брифинг директора Департамента информации МИД КНР Лю Цзяньчао. Тема не сообщалась, но наиболее пытливые умы догадались, что речь идет о новых «Правилах».
Оторванные от вечерних пятничных посиделок в барах китайской столицы или здорового сна, кто в костюмах, а кто и домашних тапочках, иностранные журналисты собрались в зале для брифингов МИД КНР. Не тратя лишнего времени, Лю Цзяньчао объявил о вступлении в силу новых «Правил», прокомментировав, что «все знают, что олимпийские правила (работы иностранных журналистов в КНР) сегодня прекращают свое действие, поэтому (объявить об их продлении) было не поздно до полуночи».
Свободы больше, ответственности не меньше
Новые правила достаточно лаконичны. Исходя из принципа «что не запрещено, то разрешено», Китай новым документом по существу подтверждает право иностранных журналистов на свободу работы в стране (с обязательной оговоркой – при условии соблюдения китайских законов). Подчеркивается, что «для проведения интервью требуется лишь согласие интервьюируемого лица или организации». При себе у журналиста должны быть «удостоверяющие статус журналиста документы: аккредитационное удостоверение или краткосрочная журналистская виза».
До 2007 года работа иностранного корреспондента в Китае требовала соблюдения большего количества формальностей. Так, поездки по стране в обязательном порядке требовали согласования с канцеляриями по иностранным делам местных правительств, схожие процедуры требовались и для организации интервью с тем или иным чиновником.
Новые правила содержат и требования к работе иностранного журналиста. Помимо тезиса о необходимости соблюдения китайских законов подчеркивается, что иностранный журналист «должен уважать этику журналистской профессии, объективно и справедливо освещать события, не должен заниматься деятельностью, несовместимой со статусом журналиста».
За нарушение этих Правил и китайских законов предусмотрены и наказания – от предупреждений до аннулирования аккредитаций и даже «прочих, предусмотренных законами мер».
Сохраняются и некоторые ограничения. Иностранным журналистам по-прежнему нельзя свободно поехать в Тибет. По-прежнему иностранным СМИ в КНР нельзя нанимать на работу в качестве журналистов граждан Китая. Последним отведена лишь роль «помощников» в представительствах иностранных СМИ.
Китайская открытость
На бумаге эти Правила выглядят очень хорошо, тем более, что в них подтверждается «открытость Китая». Как показывает практика работы в «предолимпийский период», проблемы иногда возникали лишь с их осуществлением, особенно в китайских регионах.
Эта проблема – незаконные ограничения прав иностранных корреспондентов на получение информации – неоднократно и изредка и в гипертрофированном виде поднималась иностранными СМИ и в контактах с МИД Китая. По данным Клуба иностранных журналистов в Китае, за минувшие неполные два года зафиксировано по крайней мере 30 случаев «вмешательства в журналистскую работу».
Китайские дипломаты признают существование проблемы «вмешательства». Даже говоря о введении новых Правил, Лю Цзяньчао заметил, что новые Правила будут «самым тщательным образом» доведены до сведения местных властей. «Тем не менее, это – процесс, и мы ждем от вас конструктивного сотрудничества, чтобы эти Правила осуществлялись на хорошем уровне», - заявил иностранным корреспондентам Лю Цзяньчао.
Предолимпийский опыт
В предолимпийский период свобод и возможностей для работы в КНР иностранной прессе действительно стало больше. Но как результат - стало больше и критических по отношению к Китаю материалов. Китай, очевидно, предвидел это, но вряд ли предвидел события марта 2008 года в Тибете.
Способ освещения тогдашних событий во многих иностранных СМИ иначе как информационной войной назвать сложно. Для оправдания тезиса о «кровавом подавлении народного восстания против китайской оккупации» использовались самые разнообразные методы, вплоть до прямого подлога, на чем Китай не раз ловил некоторые весьма уважаемые зарубежные СМИ.
Атака на Китай не прекратилась и во время Олимпиады. Накануне этого события правозащитная организация «Human Rights Watch» подготовила справочник специально для западных журналистов, отправляющихся в Китай. Судя по этому документу, жить и работать в Китае чуть ли не опаснее, чем в Ираке. Журналистов предупреждают об опасностях, таящихся на каждом шагу работы в КНР, о сложностях и препятствиях, которые им необходимо преодолевать
Китай, не без ущерба для своего имиджа, смог отбить эти выпады. И МИД Китая, и органы государственной пропаганды, и национальные СМИ работали весь 2008 год в режиме постоянного аврала. Ежедневно МИД КНР распространял заявления по поводу ситуации в Тибете, велась кропотливая работа по донесению позиции Пекина до иностранных СМИ. Подавляющая их часть восприняла позицию КНР.
Для тех, кто упорствовал в непонимании, были и другие методы. В Интернете силами «простых пользователей» был создан сайт «Анти-CNN», на котором размещалась информация об «искажении фактов и лжи» иностранных СМИ. Руководителям корпунктов и представительств делались представления в МИД КНР.
Конечно в этих условиях новые Правила не могли не включить требование к иностранным журналистам «объективно и справедливо» сообщать о событиях в Китае.
Реакция: скорее одобрить, чем отвергнуть
Насколько новые Правила изменят условия работы иностранных журналистов, пока судить рано. Пока явно не все местные органы власти готовы их «тщательно» исполнять, существует и традиционная боязнь китайского бюрократа перед иностранными СМИ.
Но столь же явно и то, что «процесс пошел». Свидетельством большей открытости китайского общества и китайской машины власти стала работа иностранных журналистов на развалинах разрушенной землетрясением Сычуани. На работу иностранных журналистов в зоне бедствия не было практически никаких ограничений. Оттуда по всему миру сплошным потоком шли сообщения о трагедии, о работе спасателей, о последствиях землетрясения.
Большую открытость Китая сейчас признают и его традиционные критики из западных правозащитных организаций. Human Rights Watch, например, комментируя принятие в Китае новых Правил, заявила, что этот документ «сигнализирует о готовности властей Китая принять базовые права журналистов…». «Это решение является шагом вперед в борьбе за свободу слова в Китае», - заявила представитель Human Rights Watch Софи Ричардсон.
Да и сами журналисты в своей массе позитивно восприняли принятие в Китае новых Правил своей работы. Клуб иностранных журналистов в Китае заявил, что этот документ существенно упрощает «условия для журналистской работы», добавив что правительство «должно обеспечить соблюдение и духа, и буквы (Правил) местными властями и полицией».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции