Элла Таранова, Дмитрий Евлашков, РИА Новости.
Ровно пять лет назад, прозрачным октябрьским утром у взлетно-посадочной полосы небольшого военного аэродрома Кант, задрав головы вверх, стояли два главнокомандующих. Владимир Путин и Аскар Акаев неотрывно следили за пируэтами хищных «Грачей» – Су-25 и стремительных Су-27 из знаменитой эскадрильи «Русские витязи». На боевое дежурство в небе над Средней Азией заступили российские военные летчики.
Это сегодня целесообразность пребывания на Тянь-Шане российской военной авиабазы, прикрывающей с воздуха южные рубежи Содружества, ни у кого не вызывает сомнений. Кроме, естественно, американцев, чьи ВВС расположились в Киргизии всего в трех десятках километров от Канта. А в то время перспективы открытия военно-воздушной компоненты коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ оспаривали друг у друга сразу несколько центральноазиатских столиц.
Почему же именно городок Кант стал местом дислокации российской авиабазы?
В 1999 – 2000 годах Киргизии больше всех досталось от вылазок банд международных террористов, под зеленым знаменем «Всемирного халифата» пытавшихся установить в регионе власть исламистов. В схватках с душманами в высокогорье киргизским военным пришлось несладко: вооруженные переносными зенитно-ракетными комплексами боевики, идеологически и финансово подпитываемые вооруженной афганской оппозицией, за несколько дней ополовинили вертолетный парк киргизских ВВС. Как таковая, боевая авиации Вооруженных сил небольшой республики перестала существовать. А международный терроризм продолжал набирать обороты.
11 сентября 2001 года «грянуло» в Нью-Йорке. США начинают операцию возмездия «Несокрушимая свобода» и просят власти центрально-азиатских республик разместить здесь военные базы сил международной антитеррористической коалиции. Одна такая база появилась в узбекском Ханабаде. Осенью того же года авиаэкспедиционное крыло коалиционных сил разместилось в гражданском аэропорту «Манас» под Бишкеком. Как показал дальнейших ход событий, открытие натовских боевых структур в странах Центральной Азии – тщательно просчитанный и далеко идущий геостратегический ход Вашингтона. Та же авиабаза американских ВВС в «Манасе», кроме выполнения непосредственных задач – снабжения воюющих в Афганистане сил коалиции горючим и боеприпасами, – имеет и другие цели. В частности, это радиоэлектронная разведка воздушного пространства стран Центрально-Азиатского региона, входящих в антинатовские альянсы ОДКБ и ШОС. Примерно такую же миссию выполняла натовская авиабаза в Ханабаде, пока президент Ислам Каримов не попросил американцев съехать с узбекских квартир. База «Манас» осталась. Военно-транспортные C-130 «Геркулес» и самолеты-заправщики KS-135 регулярно взлетают и садятся в гражданском аэропорту, вынуждая «потесниться» международные пассажирские авиарейсы.
Кстати, по данным киргизских экологов, ежедневные полеты тяжелых американских самолетов небезопасны для окружающей среды. Известно несколько случаев, когда, возвращаясь с задания, натовские пилоты «аварийно» сбрасывали излишки авиатоплива на головы киргизстанцев.
Эти факты, а также порой безобразное поведение «королей воздуха» на улицах киргизской столицы побудили командование авиабазы запретить своим воякам выходить в город, а местных правозащитников – к массированным акциям протеста против присутствия американских пилотов в Киргизии.
В то же время русских пилотов здесь считают своими. База в Канте еще в середине 1950-х годов была известна даже в Африке. Именно здесь советскими инструкторами обучались пилоты из «дружеских» стран – в том числе будущие президенты Египта и Сирии Хосни Мубарак и Сирии Хафез Асад, маршал авиации Индии Дилбах Синг. В конце XX века базу просто забросили – не было больше ни СССР, ни друзей с Востока. На вечном приколе стояли зачехленные старенькие МиГи-21.
В сентябре 2003 года в Кремле было подписано двустороннее российско-киргизское соглашение о создании базы боевой авиации, которая будет действовать в рамках Договора о коллективной безопасности. И уже через месяц над местным аэродромом вновь раздался рев авиационных моторов.
«Средняя Азия – очень важный для нас регион, – сказал, открывая авиабазу «Кант» Владимир Путин. – Мы знаем, что ситуация здесь не простая, поэтому наше военное присутствие в Средней Азии нужно и России, и нашим партнерам по СНГ».
«После открытия авиабазы в Канте внимание террористов к вам станет повышенным, – добавил главком, обращаясь к российским военным летчикам. – Придется быть бдительными. Зато жить и служить вы здесь будете если не в шоколаде, то в сахаре». Путин намекал на то, что слово «кант» в переводе с киргизского означает «сахар». Правда, сладкой жизни российским военным никто в Киргизии не обещал.
Сегодня в составе военно-воздушной компоненты КСБР Организации договора о коллективной безопасности СНГ насчитывается пять штурмовиков Су-25, несколько вертолетов Ми-8, военно-транспортный Ан-26 и четыре учебно-тренировочных L-39, на которых обучаются киргизские пилоты. Личный состав авиабазы насчитывает 700 человек. Структурно авиабаза входит в состав 5-й воздушной армии, базирующейся в Уральском военном округе. Регулярно в Канте садятся воздушные грузовики Ан-12 и Ил-76.
– На данный момент этого количества личного состава и боевой техники вполне достаточно, чтобы обеспечить прикрытие от возможных ударов с воздуха практически всю территорию государств региона, – сказал в эксклюзивном интервью РИА Новости командир авиабазы, полковник Владимир Носов. – В задачах российской военной базы в Канте – борьба с терроризмом и международным экстремизмом во всех их проявлениях. Взлетая с «Канта», российские самолеты, кроме боевого патрулирования южных границ СНГ, могут осуществлять полеты над Афганистаном, значительной частью Пакистана, способны достигать северных районов Индии и северо-западных провинций Китая. Кроме того, авиабаза в Канте стала значимым звеном в системе ПВО СНГ. Российские истребители могут перехватывать любые цели в воздушном пространстве Центральной Азии и частично Афганистана. С учетом этого стратегическая ценность авиабазы в Канте возрастает.
Еще одна миссия, которую сегодня с честью выполняют российские военные – гуманитарная. В ходе ликвидации последствий череды катастрофических землетрясений 2007 – 2008 г.г. в Киргизии военно-транспортные самолеты ВВС РФ доставили в пострадавшие от бедствия районы десятки тонн гуманитарных грузов – палатки, генераторы, теплую одежду, продовольствие и медикаменты.
В ближайшие дни авиабаза пополнится новой техникой. Как сообщил главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, сюда будут переброшены учебно-боевые машины из Краснодарского авиационного училища. По словам Зелина, это позволит увеличить интенсивность боевой подготовки летчиков.
Как стало известно, Минобороны РФ намерено существенно повысить статус этого военного объекта и расширить его возможности. Вскоре начнется коренная реконструкция взлетно-посадочной полосы и наземных служб аэродрома «Кант», на что планируется потратить 1 миллиард рублей. После этого авиабаза сможет принимать все типы боевых и военно-транспортных самолетов, в том числе стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95. Таким образом, Кант станет еще одним «аэродромом подскока» для российской дальней авиации.
Как неоднократно отмечали высокопоставленные источники в Минобороны РФ, в случае необходимости в Киргизию в считанные часы могут быть переброшены крупные силы – до 10 тысяч человек личного состава и соответствующее количество боевой техники. Настанет ли такая необходимость?
Пока соседний Афганистан, несмотря на усилия натовских военных, остается постоянным очагом напряженности и угроз для стран СНГ. Российскую авиабазу в Канте можно считать существенным сдерживающим фактором в этой ситуации.
Генсек ОДКБ Николай Бордюжа, поздравляя российских военных летчиков с пятилетием части, назвал авиабазу гарантом коллективной безопасности государств ОДКБ в Центрально-Азиатском регионе. А партнеры по ШОС считают «Кант» основным компонентом в обеспечении стабильности в регионе и символом борьбы с международным терроризмом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции