Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Государственный оборонный заказ (ГОЗ), параметры которого утверждаются в рамках федерального бюджета, является основой существования армии. В рамках ГОЗ производятся все необходимые для армии закупки (от продовольствия до ядерных боеприпасов) и оплачиваются все необходимые работы (от строительства теплотрасс до разработок новейшей боевой техники). Сбалансированность параметров ГОЗ имеет огромное значение для стабильного выполнения планов поставок, однако, как показывают последние годы, выполнение оборонного заказа по ряду важных параметров зачастую срывается. Особенно актуальной проблема выполнения ГОЗ становится в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса.
Не углубляясь в дебри проблем, можно отметить, что главными причинами регулярного срыва выполнения работ по ГОЗ в последние годы являются а) резкий рост цен на военную технику; и б) неспособность предприятий выполнить работы в заданный срок и с заданными количественными показателями.
Рост цен на военную технику еще в 2007 году стал поводом для высказывания тогдашним руководством министерства обороны серьезных претензий к военной промышленности. Итогом стало издание утвержденных постановлением правительства правил формирования цен на вооружение и военную технику, ограничивших норму прибыли для предприятий, производящих вооружение, 25 процентами. В соответствии с этими правилами, цены на военную продукцию должны регистрироваться федеральной службой по тарифам (ФСТ) на весь производственный цикл или на календарный год для тех образцов вооружения, технологический цикл производства которых превышает год.
Цены на ядерные боеприпасы должны регистрироваться федеральным агентством по ядерной энергии, а пересмотр цен возможен лишь в условиях резких скачков цен на сырье и комплектующие.
Тем не менее, вооружение и военная техника продолжает дорожать. Так, цена самолета Бе-200ЧС, закупаемого для министерства по чрезвычайным ситуациям возросла с 700-750 миллионов рублей до миллиарда, танк Т-90 подорожал с 42 миллионов до более 60, а головной корабль проекта 20380 – корвет «Стерегущий» за время строительства подорожал, по информации ряда специалистов, с 1,8 до 5 миллиардов рублей.
Такой рост цен может серьезно сказаться на выполнении государственной программы вооружения (ГПВ) на 2006-2015 годы, в соответствии с которой на переоснащение вооруженных сил новой и модернизированной техникой планируется истратить почти пять триллионов рублей. Сверстанная еще в 2005 году, исходя из тогдашних цен, ГПВ явно «проседает» в условиях резкого роста цен в последние годы и рискует еще больше «просесть» в условиях экономического кризиса.
Однако не менее серьезной угрозой чем рост цен является деградация производственных возможностей ряда предприятий ВПК, во многих случаях ведущая к неспособности этих предприятий производить военную технику. Одним из наиболее ярких примеров такого рода является прошлогодний скандал в связи со срывом срока контракта по модернизации авианосца «Адмирал Горшков» для ВМС Индии. Большая часть экспертов сходится на том, что основной причиной срыва, наряду с ростом цен на комплектующие, стала нехватка квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров на Севмаше. В связи с этим возникает вопрос о способности завода, загруженного большим количеством работ по строительству подводных лодок, потянуть еще и программу строительства авианосцев, которую также планируют повесить на него.
Примеров срыва гособоронзаказа можно привести немало – сильно отстают от графика поставки самолетов Су-34 и вертолетов Ми-28Н, явно не состоится в 2008 году ввод в строй ракетоносца «Юрий Долгорукий», под вопросом и запланированный на 2009 год спуск на воду второго ракетоносца серии. Вместе с тем, можно привести и положительные примеры – так, заданные темпы поставок в войска ракет «Тополь-М» выдерживаются, неизвестно, правда, будут ли они выдерживаться после начала серийного производства еще одной новой ракеты – РС-24.
Понятно, что своими силами предприятия оборонки решить накопившийся за два десятилетия груз проблем не смогут. Выход из кризиса, который нужно найти в ближайшее время, должен осуществляться при поддержке государства – и не только в виде финансовых вливаний и издания нормативных актов, устанавливающих нормы прибыли. Речь должна идти прежде всего о государственной программе переоснащения предприятий оборонно-промышленного комплекса современным производственным оборудованием и укомплектования их квалифицированным рабочим персоналом. И если первую задачу еще можно решить, скажем, с помощью заграничных поставок, то решение второй задачи – дело не одного года, и требует реорганизации (а фактически – воссоздания заново) системы профессионально-технического образования. Это само по себе крайне сложно по ряду причин, не исключая и психологических – престиж рабочих профессий в России в постсоветское время сильно упал.
В завершение следует отметить, что проблемы с исполнением оборонного заказа не являются исключительно прерогативой российской промышленности. Количество сорванных и закрытых по причине колоссального роста цен программ закупок для вооруженных сил США с трудом поддается учету. Из последних и наиболее крупных стоит отметить закрытие программы строительства боевых кораблей класса LCS, закрытие программы строительства эсминцев типа «Зумволт», закрытие программы разведывательного вертолета «Команч» и последующее закрытие программы разведывательного вертолета ARH-70.
С теми образцами техники, которые дошли до производства, также имеются проблемы – так, ВМС США предъявляет серьезные претензии к качеству десантных кораблей класса «Сан Антонио», боеготовность которых находится под угрозой из-за массы неполадок, а корпус морской пехоты отказался принимать на вооружение новейшие амфибии EFV, также оказавшиеся слишком дорогими и ненадежными.
Очевидно, возобновление гонки вооружений после долгого перерыва оказывается слишком тяжелым для обоих основных участников. Правда вряд ли это послужит причиной «отмены соревнований».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции