ВАШИНГТОН, 24 окт - РИА Новости, Аркадий Орлов. Правительство США опубликовало в четверг в государственном "Федеральном регистре" официальное сообщение о том, что в отношении российской компании "Рособоронэкспорт и всех ее дочерних фирм, а также в отношении еще 12 фирм и организаций из Венесуэлы, Сирии, Ирана, Китая, КНДР, Южной Кореи, Судана и ОАЭ госдепартаментом США принято решение о введении экономических санкций сроком на два года.
Санкции введены в соответствии с существующим в США законом под названием "Акт о нераспространении в Иран, Северную Корею и Сирию".
"Правительство США установило 12 августа 2008, что предусмотренные в третьем разделе Акта меры должны быть распространены на следующих зарубежных (юридических) лиц", - говорится в документе, в котором затем перечисляются 13 таких лиц, включая "Рособоронэкспорт и любого его преемника, подразделения или дочерней структуры".
В сообщении говорится, что решение о введении санкций вступило в силу 23 октября.
Перечисленные в сообщении организации обвиняются, в частности, в том, что они "были вовлечены в деятельность" по поставкам в Иран, Сирию или Северную Корею "оборудования и технологий, контролируемых в соответствии с международными списками контроля..., или имевших потенциал по внесению вклада в разработку оружия массового уничтожения (ОМУ) или систем крылатых или баллистических ракет".
Санкциям подвергнуты следующие организации: China Xinshidai Company (Китай); China Shipbuilding and Offshore International Corporation, LTD (Китай); Huazhong CNC (Китай); Islamic Revolutionary Guard Corps (Корпус стражей исламской революции - Иран); Korea Mining Development Corporation (КНДР); Korea Taesong Trading Company (КНДР); Yolin/Yullin Tech, Inc., Ltd. (Южная Корея); Rosoboronexport (Россия); Sudan Master Technology (Судан); Sudan Technical Center Company (Судан); Army Supply Bureau (Сирия); R and M International FZCO (Объединенные Арабские Эмираты); Venezuelan Military Industries Company (Венесуэла).
Санкции, рассчитанные на два года, предусматривают, что правительству США запрещено вступать в какие-либо контрактные соглашения с этими организациями, запрещено продавать им какие-либо товары военного назначения, а также выдавать какие-либо новые лицензии на экспорт товаров, подпадающие под требования экспортного контроля в США.
Администрация Буша санкции против Рособоронэкспорта вводила дважды - в июле и декабре 2006 года.
По данным управления госдепартамента США по международной безопасности и нераспространению, 28 июля 2006 года санкции сроком на два года были введены против Рособоронэкспорта в связи с нарушением российской компанией требований принятого конгрессом США закона о предотвращении распространения в Иран.
МИД России тогда назвал действия правительства США "неприемлемыми". Российские дипломаты подчеркивали, что "речь идет об очередной неправомерной попытке заставить иностранные компании работать по внутреннему американскому распорядку". МИД назвал санкции, которые США в одностороннем порядке вводят против других стран и их организаций, "очевидным политическим и правовым анахронизмом", а также отмечал, что российские компании, осуществляющие военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами, действуют в строгом соответствии с нормами международного права и законодательства РФ, включая обязательства России в сфере нераспространения и экспортного контроля.
Спустя пять месяцев Рособорнэкспорт был снова подвергнут санкциям сроком на два года в соответствии с распоряжением, подписанным 28 декабря 2006 года тогдашним исполняющим обязанности заместителя госсекретаря США по международной безопасности и нераспространению Эндрю Семмелем.
В подписанном Семмелем документе указывалось, что санкции против российской компании были введены за поставки в Иран "оборудования и технологий, находящихся в многосторонних списках для экспортного контроля", а также "за потенциал внесения материального вклада в создание (в Иране и Сирии) оружия массового уничтожения или систем крылатых или баллистических ракет".
Рособоронэкспорт тогда расценил введенные против него санкции как проявление недобросовестной конкуренции.