Андрей Золотов, заслуженный деятель искусств, профессор, член-корреспондент Российской Академии художеств.
23 октября отмечает юбилей актриса Малого драматического театреа Санкт-Петербурга Татьяна Шестакова.
Она и впрямь несравненная – не с кем сравнить, не угадывается линия наследования. Сама по себе. Совсем отдельная, но в ансамбле. Не разрушает, но ведет ансамбль по внутреннему согласию артистов, каждый из которых свободен и самоценен.
Поначалу кажется, что она из самой жизни: отменяет актерство, вне школы, будто даже вне мастерства – сама правда! Но тут останавливаешься. Что-то противоречит этому «из самой жизни». Известный актер Малого театра Анатолий Михайлович Торопов напомнил как-то слова одного из своих почитаемых учителей в Щепкинском училище: «Правда у тебя есть, но ритм не тот»…
У Татьяны Шестаковой в Малом драматическом театре Санкт-Петербурга ритм «тот» - удивительный внутренний ритм правдивого чувства, подобный дыханию, преодолевающему неугаданные, невидимые высоты в пространстве жизни.
Дыхание это рождено состраданием и звучит музыкой будто бы узнаваемой, но совсем необычной. Уподобить эту музыку песне было бы слишком просто. Это какая-то дивная бесконечная вариация на тему удивительно тихую, внятную, в развитии не предсказуемую, в интонационном размахе неожиданно масштабную и снова смиренную, истаивающую. Самая близкая ассоциация – Ариетта и вариации на нее (вторая, она же последняя часть) из 32-й фортепианной сонаты Бетховена. Это о ней у Томаса Манна в «Докторе Фаустусе»: «Обреченная причудливым судьбам, для которых она в своей идиллической невинности, казалось бы, вовсе не была создана, проходящая через сотни судеб, сотни миров ритмических контрастов, Ариетта перерастает самое себя, чтобы, наконец, скрыться в головокружительных высотах…Всего три ноты, которые скандируются примерно как «синь-небес», «боль-любви», или «будь-здоров», «жил-да-был», «дольний луг» - вот и все…Это можно назвать грандиозным, чудесным, небывалым и необычайным, так, впрочем, и не назвав все это по имени, ибо поистине оно безымянно!..
Татьяна Шестакова в «Братьях и сестрах», в «Кроткой», «Бесах» или «Пьесе без названия», в «Молли Суини», в «Звездах на утреннем небе», «Вишневом саде», «Чайке» и, наконец, в величественной трагедии по Василию Гроссману – это Жизнь и Судьба в единстве личности всех героинь уникальной актрисы и ее самой.
Жизнь и судьба Татьяны Шестаковой – явление поэтическое. Это стихотворение, это попытка вступить в противоборство с Действительностью, попытка сделать Действительность зримой. Это театр, но такой силы, что искусство превозмогает жизнь и возводит ее на пьедестал трагического совершенства.
Один из шедевров Татьяны Шестаковой – «Кроткая» в дуэте с Олегом Борисовым в спектакле Льва Додина по Достоевскому. Здесь все сошлось – и дар, и характер, и пронзительность возносящего мысль магнетического переживания...
Когда в спектакле нет роли для Шестаковой, мне хочется роль для нее придумать, чтобы видеть ее на сцене. Она из тех выдающихся русских художников, что являют нам не искусство только, но «кадры бытия».