Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
В России глобальный финансовый кризис проявился на сегодняшний день в виде обвала фондового рынка и напряженной ситуации на рынке кредитов. Его немногочисленными прямыми жертвами пока стал ряд банков и компаний, заигравшихся на рынке ценных бумаг. Кроме того, долговые проблемы сказались на самых закредитованных секторах – торговых сетях и застройщиках, которые уже объявили о резких сокращениях персонала. Но что делать всем остальным россиянам, которые, только услышав слово кризис, бегут менять одну валюту на другую.
Для большинства россиян кризис, о котором постоянно пишет пресса и говорят с экранов телевизоров, проходит почти незаметно. Они по-прежнему ходят на работу и получают заплату. Более того, сбережения населения в банках, не только защищены законодательно, но все менее подвергаются обесцениванию из-за инфляции. Разбушевавшийся в конце прошлого и начале нынешнего года рост цен на основные продукты потребления замедлился и вошел в привычные для россиян рамки.
В такой ситуации – когда, с одной стороны, все говорят о кризисе, а, с другой, его признаков для большинства населения нет – многие граждане все равно впадают в состояние прострации, и в силу исторической памяти начинают действовать по алгоритму, сложившемуся в переходные 1990-е годы, – меняют рубли на валюту. Хотя большого смысла в этих действиях сейчас нет.
В конце прошлой недели иррациональная скупка населением инвалюты достигла своего апогея (возможно, только временного). При официальном курсе ЦБ 26,25 рубля за $1 (с 18.10.2008) в столице наличный доллар в обменниках покупали в среднем за 27 рублей, а продавали за 28 рублей. Резко возрос спрос и на единую европейскую валюту. Несмотря на то, что она сдала в последнее время по отношению к доллару, и ее официальный курс составлял – 35,40 рубля, евро в обменниках продавали за 37 рублей. При этом евро во многих обменных пунктах просто не было, а долларов – было мало. В других регионах страны, курсы обмена наличной валюты превосходили официальный еще больше. Так, в Петербурге за доллар запрашивали до 30 рублей, а за евро – более 39 рублей.
Причиной ажиотажного спроса на инвалюту стал набравший огромную силу слух, что готовится девальвация, в результате которой $1 будет стоить 40 рублей. Чушь, конечно, полная. Но и дыма без огня тоже не бывает.
В условиях мирового финансового кризиса иностранный спекулятивный капитал уходит из России. Международные резервы России, третьи по величине в мире, достигли своего абсолютного рекорда 8 августа – $597,5 млрд. С тех пор они снизились на 11% - до $530,6 млрд на 10 октября. Причем, только за предыдущую неделю уменьшившись на $15,1 млрд (согласно последним доступным данным ЦБ РФ). Центробанк продает валюту, чтобы не допустить резкого ослабления рубля, благо располагает для этого достаточными резервами.
Но многие спекулятивно настроенные игроки на валютном рынке, преимущественно нерезиденты, сделали ставку на резкое удешевление рубля. Выигрыш при такой стратегии состоит в том, что рублевые заимствования под ставку 8-10% годовых окупаются, если приобретенные на них доллары существенно подорожают уже через один-два месяца. Получать рубли спекулянтам позволяла операция «валютный своп», которую предлагал сам ЦБ. По сути, она представляет собой краткосрочный рублевый кредит под залог иностранной валюты. Таким образом, получалось, что ЦБ сам финансировал спекулянтов.
Но Банк России нашел на них управу, установив в самом конце прошлой недели лимит на максимальный объем сделки «своп» – в размере 50 млрд рублей. В результате в понедельник 20 октября ЦБ РФ практически выдавил спекулянтов с валютного рынка, повысив курс рубля сразу почти на 20 копеек – до 26,06 рубля за $1 (с 21.10.2008). Многие валютные игроки на этом сильно погорели. Эти действия ЦБ также несколько успокоили граждан, толпящихся вокруг обменников.
Правда, во вторник ЦБ то ли решил, что дело сделано, то ли просто расслабился и дал доллару подорожать сразу на 38 копеек – до 26,44 рубля за $1. Это, наверняка, внесло уже полнейшую сумятицу как в умы спекулянтов на валютном рынке, так и клиентуры обменников.
Но отечественные эксперты уверены, что своими действиями в начале этой недели Центробанк показал: он полностью контролирует ситуацию с курсом национальной валюты. Несмотря на утечку капиталов из страны (которые быстро к нам не вернутся) и снижение цены на нефть (скорее всего, временное), имея в своем распоряжении $530 млрд резервов, ЦБ сможет уверенно управлять курсом рубля весьма продолжительное время.
По оценкам, в нынешней ситуации для поддержания стабильного курса рубля ЦБ нужно тратить около $30 млрд в месяц. Депозиты же населения в банках составляют более $200 млрд. Поэтому на девальвацию рубля, которая приведет к массовому изъятию депозитов и обвалу банков, ЦБ ни за что не пойдет.
В то же время бесконечно поддерживать рубль за счет истощения международных резервов тоже нельзя. Поэтому наиболее вероятен сценарий постепенного плавного снижения курса национальной валюты к доллару. Насколько плавным будет это ослабление рубля, во многом будет зависеть от притока нефтедолларов в страну. В конце недели 24 октября на своей конференции в Вене всесильный нефтяной картель ОПЕК обещает резко сократить добычу «черного золота», чтобы подтолкнуть цены на него вверх. Это вселяет надежду на то, что и российская нефть Urals перешагнет заветный рубеж в $70 за баррель, на который молятся в российском правительстве.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции