Гавана стала первой латиноамериканской столицей, которую посетила представительная российская делегация в рамках проходящих в Центральной и Южной Америке Дней России. Корреспондент РИА Новости на Кубе Олег Вязьмитинов узнал об итогах переговоров у заместителя министра промышленности и торговли Станислава Наумова.
- Завершились Дни России на Кубе. Каковы были ожидания и что можно назвать основным экономическим итогом Вашей поездки?
- Мы сейчас с нашими кубинскими друзьями и партнерами находимся в такой стадии, когда еще не стоит говорить об итогах - мы слишком долго ограничивались воспоминаниями о том взаимовыгодном сотрудничестве, которое было в прошлом. Очень сложно было, наверное, и российским промышленникам, и кубинским партнерам выйти на новое взаимопонимание. Но это произошло.
В ходе двух последних визитов делегаций во главе с вице-премьером российского правительства Игорем Сечиным наша задача - и моя, как заместителя министра промышленности и торговли, и Вячеслава Семигина, как заместителя министра энергетики, - состояла в том, чтобы этот процесс перестал носить такой дискретный характер: от визита к визиту.
Поэтому мы поддержали инициативу, связанную с Днями России в Латинской Америке. Мы считаем, что очень хорошо, что эта инициатива носит, в первую очередь, такой гуманитарный характер, поскольку видим колоссальный интерес со стороны стран Латинской Америки к России, к ее роли сегодня на мировой арене.
Это создает хорошие предпосылки к тому, что было между нашими странами в промышленности два десятилетия назад, а также к тому, чтобы уже искать совместные проекты.
В частности, сегодня одним из таких проектов является фармацевтика: наши предприятия и кубинские учреждения, которые занимаются биотехнологиями, выходят на новые проекты, которые будут реализовываться как на Кубе, так и в России. Они имеют, помимо двустороннего потенциала, потенциал для выхода на рынки третьих стран.
- Вы почувствовали интерес кубинских партнеров к сотрудничеству с Россией после периода стагнации в наших отношениях?
- Да, безусловный интерес. И этот интерес подкреплен трезвым и взвешенным расчетом того, что себе сегодня может позволить кубинская сторона в этом промышленном диалоге.
Очень важно, что решения, принятые два года назад, были связаны с развитием новых финансовых инструментов - кредитов. Они себя хорошо зарекомендовали с точки зрения кубинской стороны.
В последнее время мы неоднократно слышали предложения расширить этот формат, чтобы закрепился вкус к сотрудничеству, который сегодня почувствовали очень многие предприятия и учреждения Кубы, - те, которые сегодня ждут первых поставок нашего машиностроительного оборудования.
И сегодня мы с вице-премьером Кабрисасом и с коллегами как минимум из трех министерств - иностранных инвестиций, базовой промышленности и торговли - обсуждали, как нам сделать это сотрудничество более масштабным по своему формату. Чтобы это сотрудничество можно было рассматривать не только как отношения между поставщиком и кредитором, но и в контексте - как я бы сказал - восстановленного Совета экономической взаимопомощи.
Куба помнит эти времена, и сегодня мои коллеги не раз об этом вспоминали, а это означает, что надо искать многосторонний формат, надо учитывать роль целого ряда других игроков. Вы знаете, сегодня в инвестиционных проектах Кубы большую роль играют такие разные страны, как Венесуэла, Канада, Китай, Испания. Думаю, что задача наша должна стоять в том, чтобы вписать Россию в эти новые мультиполярные форматы.
- Можно ли уже сейчас конкретизировать направления нашего сотрудничества? Вы говорили о машиностроении… Еще рано говорить о конкретных документах?
- Говорить еще рано, но напомнить кое о чем уже, я бы сказал, пора. Пора напомнить о том опыте, который мы приобрели, сотрудничая в части авиастроения: мы сделали хороший проект, связанный с Ту-204 и с Ил-96, но знаем, что в авиастроении есть еще ниши, которые надо заполнять. Это, в первую очередь, самолеты, которые будут работать на внутренних линиях, это имеет отношение к задачам, которые связаны с развитием экономики самой Кубы.
У нас есть понимание, что надо развивать сотрудничество и распространять его на те направления развития машиностроения, которые Россия сегодня наметила как очень мощный блок развития до 2020 года.
Следующий шаг - новые проекты Кубы в нефте- и газодобыче - предполагает не только возможное участие российских нефте- и газодобывающих компаний, но и возможное участие производителей нефтегазового оборудования. Это возможное (российское) участие - и Куба, наверное, к этому придет - в создании кубинского танкерного флота. Россия сегодня создала Объединенную судостроительную корпорацию, создала ее для того, чтобы обеспечить свои потребности в танкерном флоте. Точно также эти проекты мы можем предложить кубинской стороне. Почему бы не задуматься о строительстве танкеров для той нефти, которая появится у Кубы в ближайшее время?
Следующее направление связано с модернизацией энергетической системы Кубы. Это энергетическое оборудование, это то, что связано сегодня в самой России с развитием энергетического машиностроения. Такие контакты позволяют увидеть новые рынки сбыта нашей продукции после того, как мы решим свои внутренние задачи.
Думаю, что и наши специалисты могли бы быть полезны кубинской стороне. Мы активно занимаемся переподготовкой кадров для российской промышленности, и мы можем те же кадры начинать готовить и для кубинской промышленности.
Очевидно, что не надо все сводить к торговле. Мы подчеркиваем, что дальнейшим шагом должны стать инвестиции в совместные предприятия и организации здесь, предприятия по полному жизненному циклу. Это очень важно для промышленной политики - не просто что-то произвести, а обеспечивать сервис до утилизации.
Здесь веер возможностей - например, легковые автомобили. У России есть предложения, как обновить автомобильный парк на Кубе. Сюда (для проведения переговоров) будут приезжать представители ГАЗ и УАЗ.
Еще одно направление - автобусы. Мы знаем, что «Трансмашхолдинг» сделал интересное предложение по модернизации локомотивного парка (Кубы). Мы будем создавать условия для того, чтобы кубинская сторона смогла воспользоваться предложениями, и «Трансмаш» смог бы принять участие в модернизации этой составляющей. Я думаю, что эта программа рассчитана как минимум на 12 лет вперед. Очень хорошо, что у Кубы настрой на сотрудничество очень силен - с такими эмоциями можно делать большие проекты.