16 октября отмечается День босса. 50 лет назад, в 1958 году, этот праздник предложила отмечать американская секретарша Патриция Хароски. В 1962 году его официально утвердил губернатор штата Иллинойс. Позже предложение секретарши получило признание в Англии, Австралии, Канаде, Южной Африке, во многих странах Европы - и в конце концов праздник распространился по всему миру.
"Чтобы найти общий язык с начальником, нужно стать его шефом" - Веселин Георгиев.
В этот день полагается вспомнить, что руководитель - это профессия, что это - работа без отдыха, ответственность за каждый шаг, за каждое слово, за благополучие подчиненных ему людей, а также о том, что шеф - это, прежде всего, человек. Человек со своими слабостями и недостатками, которыми, кстати, психологи советуют непременно воспользоваться, чтобы жить с боссом в мире и согласии на пользу себе и своей карьере.
Например, советуют психологи, не стоит передавать начальнику плохие новости, чтобы не испортить свою репутацию невыгодными ассоциациями. Ведь со временем у шефа может выработаться рефлекс не ждать от конкретного сотрудника ничего хорошего. Лучше передавать плохие известия через секретаршу, а вот хорошие лучше доносить до него лично.
Также, говорят психологи, нужно все время находиться на виду у босса - активно участвовать в жизни офиса, планировании работы, выступать на собраниях, вставлять ремарки, задавать вопросы. В общем, работать вместе с ним, высказывая собственное мнение. Конечно, это мнение должно быть компетентным, а данные - проверенными.
Кроме того, эксперты советуют подружиться с "правой рукой" начальника - его секретаршей, чтобы знать, когда шефа лучше не беспокоить, а какой момент оптимален для посещений. К тому же в больших коллективах начальники зачастую видят подчиненных глазами секретарши, так что ее мнение может повлиять на репутацию любого сотрудника.
Если в компании аврал, то совершенно не стоит рассказывать начальнику про свои проблемы - на фоне трудностей всего предприятия они могут только разозлить босса. В такие моменты лучше заниматься спасением общего дела, а не своей шкуры.
Не стоит злоупотреблять больничными отпусками, ведь идеальный подчиненный, по мнению большинства руководителей, не должен болеть. Бесконечные больничные листы не способствуют созданию имиджа надежного сотрудника. Конечно, речь не идет о необходимости - только о злоупотреблении.
Важно уметь преподносить начальству собственные идеи, говорят специалисты. Конечно, они обязательно должны быть стоящими. Предлагать шефу что попало просто для того, чтобы что-то предложить, - значит заранее поставить крест на карьерном росте. Свои мысли стоит излагать четко и вразумительно.
Кстати, общаясь с начальством, необходимо уметь наблюдать и делать выводы. Например, подметив у шефа какие-либо привычки, надо действовать в соответствии с ними. Например, он не любит, когда его беспокоят по утрам? Значит, не стоит тревожить его до обеда. И ни в коем случае нельзя употреблять фразу: "Я не понимаю, чего вы от меня хотите". Шеф может усомниться либо в профессионализме своего подчиненного, либо в собственной способности грамотно ставить задачи.
Начальство ценит тех, кто берет на себя самые сложные проекты. Хорошо выполненные задания, которые до этого считались провальными, только добавляют плюсов репутации сотрудника. Поэтому важно реально оценить ситуацию и, если потребуется, отказаться от трудного поручения.
Конечно, нужно выполнять все поручения шефа, исключив из лексикона слово "невозможно" и фразу "это не входит в мои обязанности". Если же задачу на самом деле невозможно выполнить, необходимо спокойно, называя конкретные причины и апеллируя убедительными фактами, объяснить свое решение руководителю.
Надо ценить время своего руководителя и при каждой встрече с ним стараться быть кратким, формулируя свои вопросы предельно четко.
Критику начальства следует воспринимать спокойно. Если она конструктивна, не стоит оправдываться, защищаться и обижаться, лучше признать свои промахи и в будущем быть внимательнее.
Не стоит просить руководителя дать оценку своей работе и напрашиваться на похвалу: во-первых, это нескромно, а во-вторых, не всякий начальник любит хвалить подчиненных, считая, что это может их расслабить.
Чтобы понравиться начальнику, совсем не обязательно ему льстить и угождать. Есть риск выйти за рамки, не заметив этого. Фальшь незамеченной не останется.
"Директор - такой же человек, как все остальные, только он об этом не знает" - Реймонд Чандлер
По статистике, 70% увольнений происходят по причине плохих отношений с шефом. А тех, кто сделал успешную карьеру, объединяет одно - они отлично разбираются в человеческой психологии вообще и в психологии своего босса в частности. Специалисты выделяют пять типов начальников: перфекционистов, ретроградов, локомотивов, пофигистов и работоголиков.
"Мистер Совершенство" любит, чтобы работа была выполнена по высшему разряду. Отступление от его стандартов хоть на йоту гарантирует гнев начальника-перфекциониста. Зачастую проблема с такими шефами заключается в том, что его стандарты явно завышены. Даже если, по мнению подчиненного, работа сделана идеально, босс-перфекционист найдет к чему придраться. Дождаться от него похвалы - все равно что получить премию из рук самого Альфреда Нобеля. Единственное, на что можно рассчитывать за хорошую работу от такого начальника, - слова "могло бы быть и лучше".
Психологи утверждают, что перфекционизм, то есть стремление сделать все идеально, часто вызван неуверенностью в себе. Поэтому не стоит принимать критику такого шефа близко к сердцу, считая, что на самом деле работа сделана хорошо. Кроме того: не ошибается тот, кто ничего не делает. В любом случае рекомендуется составить план действий заранее и получить одобрение босса - к тому же таким образом часть ответственности за выполнение работы будет переложена на него.
Начальник-ретроград стремится к постоянству во всем и в штыки воспринимает любые новшества. Если изменить существующее положение вещей, он тут же уйдет в оппозицию, причем действовать будет исподтишка. Поэтому сотруднику, который хочет привнести в работу новые идеи или технологии, рекомендуется вовлечь начальника-ретрограда в процесс перемен. Если он будет участвовать в них, то отнесется к новшествам снисходительнее. Лучше, если перемены будут происходить постепенно и незаметно, чтобы у ретрограда было время к ним привыкнуть.
Шеф-локомотив любит вымещать свои негативные эмоции на других людях, все шишки за неудачи достаются его подчиненным. Конечно, он всегда в авангарде и тащит за собой весь офис, но действует при этом как настоящий тиран. Его девиз - "или по-моему, или никак". Такому начальнику сотрудники, не намеренные терпеть постоянные придирки за ошибки, которых они не совершали, не должны давайте спуску. Шеф должен понять, что по отношению к некоторым подчиненным такое его поведение не пройдет. Также можно довести информацию о его поведении до сведения вышестоящего начальства и объединиться с другими коллегами в борьбе с тираном. Если подчиненные будут терпеть выходки такого босса молча, то он просто "раздавит" их однажды, как настоящий локомотив.
Кажется, что ужиться с начальником-пофигистом гораздо легче: его никогда нет на рабочем месте или он постоянно "занят". При этом работникам кажется, что босс разбирается в рабочих вопросах гораздо хуже их самих. Его девиз - "Работа не волк, в лес не убежит". Сотрудникам обычно сначала нравится, что они "сами по себе", но позже, когда в офисе воцаряется хаос, такая нестабильность начнет их раздражать. Поэтому, рекомендуют психологи, с начальником-пофигистом можно проявить себя как незаменимого работника, взять на себя часть его обязанностей и сопровождать его тенью на важных встречах. Может статься, что вскоре его кресло достанется "более достойному".
Начальник-работоголик приходит в офис на рассвете, а уходит за полночь. О личной жизни и речи идти не может - только работа. Хуже всего то, что такого же отношения он требует и от своих подчиненных. Лучший работник в его глазах - он сам, но при этом он чувствует, что никто не в состоянии оценить его жертвы. Поладить с работоголиком, который чувствует себя недооцененным, помогает лесть. Постоянно подчеркивая его незаменимость и значение его труда для компании, все время советуясь с ним, можно прослыть хорошим работником.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников