Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Белорусский президент Александр Лукашенко может теперь целые полгода ездить в Большую Европу. Евросоюз временно снял с «батьки» и 34-х членов его кабинета и других высокопоставленных деятелей запрет на въезд в «цивилизованное европейское пространство». Но если Лукашенко и через полгода не избавится от своих авторитарных замашек, двери в Старый Свет для него снова замкнут. Министры иностранных дел всех 27 стран ЕС постановили, что избавиться от упомянутых замашек человек, которого называют не иначе как «единственным диктатором Европы», сможет только через реформистское очищение. Очищаться ему необходимо через реформы «избирательного законодательства, предоставление свободы мнений и печати, собраний и политических ассоциаций».
«За полями» временного послабления все же остались 6 высокопоставленных белорусских деятелей, на которых Брюссель явно поставил крест как на неисправимых. Кроме того, за исключением ослабления запрета на передвижение белорусских чиновников по Европе, все остальные санкции (замораживание их иностранных счетов, вывод Белоруссии из-под действия режима льготных тарифов в торговле – меры чисто символические, за неимением таких счетов и торговли) оставлены в силе. Визовые санкции будут автоматически восстановлены в полном объеме в апреле 2009-го года, если только все 27 членов ЕС не решат единогласно, что их можно отменить.
Последняя волна санкций против администрации и правительства Лукашенко накатила на Белоруссию в марте 2006 года, когда черный список лиц, «не подлежащих» допуску в Европу, был расширен до 41 человека. Нелюбовь к Минску в Европе начала прогрессировать с референдума 1996-го года, когда был увеличен срок полномочий президента и начат новый отсчет этого срока. С тех пор санкции против Лукашенко вводились, частично отменялись, смягчались и ужесточались снова. Брюссель обвиняет его в диктаторских методах правления, узурпации власти, подавлении оппозиции, в том числе и физически, в нарушениях прав человека и еще многих других грехах.
Самое интересное в том, что последнее ослабление визовых санкций лично против Лукашенко и его министров не продиктовано никакими, даже слабыми, намеками на исправление режима в глазах Евросоюза. «Он – автократ. В Беларуси нет ни демократии, ни прав человека. Никто и не говорит, что он – невиновен», заявил один из министров иностранных дел ЕС. Последние, сентябрьские выборы ЕС тоже не понравились. Но, тем не менее, такое упорствование в гражданском варварстве со стороны Лукашенко не помешало ослаблению карательных запретов. Довольно странный получается у ЕС эквилибриум между оценками соблюдения и не соблюдения прав человека.
Хотя, при ближайшем рассмотрении, странного ничего и нет. И санкции вовсе не случайно были ослаблены за день до начала в Женеве 15 октября Международной конференции по стабильности и безопасности в Абхазии и Южной Осетии. Если бы это было решение единственно Евросоюза – еще куда ни шло. Но перед этим о частичном ослаблении экономических и визовых санкций объявили и США. Это уже система.
На встрече в Брюсселе представители некоторых делегаций признали в приватных беседах с журналистами, что решение по визам - никакая не награда Беларуси за «демократическую успеваемость», а «политический гамбитный ход, преследующий целью вырвать страну из сферы влияния России. Нынешнее наступление на белорусские санкции, между прочим, возглавила Польша, которую поддержали Латвия и Литва. Они, по выражению еще одного дипломата ЕС, очень хотят через ослабление санкций «создать дружественное буферное государство рядом с Россией».
Так что Лукашенко выдали некий антироссийский аванс: либо в Европу с грехами, либо к России с санкциями.
Несколько больше, но точно по той же причине, повезло на совещании тех же министров ЕС, но уже в Люксембурге, Узбекистану. С Ташкента вообще полностью сняли все визовые санкции, введенные после событий в Андижане в мае 2005-го. Они распространялись на президента Ислама Каримова и еще 8 высокопоставленных чиновников. В кулуарах люксембургской встречи никто и не скрывал, что санкции ничего не давали, а лишь «толкали Узбекистан ближе к России». Чаще всего упоминался тот факт, что визовой запрет снят и лично с председателя Службы национальной безопасности Узбекистана Рустама Иноятова. Его уже открыто называют преемником президента Ислама Каримова. С Узбекистаном, богатым почти всеми природными ресурсами, необходимыми Европе, лучше дружить. На снятии санкций особенно настаивала Германия: в Узбекистане уже действуют 50 крупных немецких промышленных и финансовых компаний, которым «тесно» вести дела при санкциях; в феврале в Ташкент отправляется с делегацией из 100 ведущих немецких бизнесменов министр экономики Германии Микаэль Глосс. Берлин с энтузиазмом поддержала Латвия – в конце октября президент Валдис Затлерс повезет в Ташкент элиту латвийского бизнеса.
Британцы, которые всегда со здоровым государственным цинизмом относились к любым санкция в защиту прав человека, очень здорово разъяснили все происходящее с этими самыми санкциями в Европе сегодняшнего дня. «Санкции – это часть тактической игры с индивидуальными правительствами, а не просто кампания в защиту каких-то ценностей. Санкции – это инструменты под особые обстоятельства, - объяснил опять же не пожелавший назвать своего имени британский дипломат. – Никто и не говорит, что Узбекистан определенно стоит на верном пути. И никто не утверждает, что он лучше, чем, скажем, Зимбабве. Это все равно, что сравнивать яблоки и груши. В конце концов, санкции – это часть тактики».
Наиболее активно эту не слишком-то морально обоснованную, но прагматическую линию отстаивают сейчас в ЕС Германия, Франция и Испания.
По настоящее время ЕС сохраняет визовые запреты против Демократической республики Конго, Кот Д’Ивуара, Либерии, Сьерра Леоне, Судана, Ирана, Мьянмы (Бирмы), Северной Кореи, Сербии и Приднестровья. Запреты на поставки оружия действуют против Китая, Ирака, Ливана и Сомали.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции