Традиционная церемония оглашения лауреатов Нобелевской премии 2008 года прошла в Стокгольме и Осло с 6 по 13 октября. В течение недели были названы лауреаты пяти премий, учрежденных более ста лет назад по воле шведского изобретателя и промышленника Альфреда Нобеля, а также обладатели премии по экономике, учрежденной в 1968 году шведским Госбанком в память о Нобеле. Вручение Нобелевской премии мира за 2008 год экс-президенту Финляндии Марти Ахтисаари, чей так называемый "план Косово" привел к отделению этого сербского края от Сербии, вновь разделило мир на два лагеря - сторонников и противников косовской независимости. Комментируя это решение Нобелевского комитета, глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что Нобелевская премия мира не должна политизироваться. Ряд СМИ заговорил и об ангажированности премии. Почему каждый год выбор нобелевского жюри вызывает столько споров? На этот вопрос РИА Новости ответили эксперты:
Сколько существует Нобелевская премия, например, по литературе, столько и говорят о ее ангажированности. Это правда, и неправда. Правда в том смысле, что политический контекст премии очень часто учитывается. Неправда в том смысле, что вы не можете вырвать литературу из политического контекста и поместить ее в колбу с выкачанным воздухом. Такого не бывает, потому что литература соприкасается и с общественной атмосферой, и с политической. Если мы посмотрим на русских авторов, которые получали Нобелевскую премию, - тогда это и политическое и не политическое решение. Бунин, Пастернак, Солженицын, Шолохов, Бродский – это писатели, у которых отношения с советской властью не складывались и сложиться не могли. Но главный критерий другой - все они написали книги, которые читал мир. Читал либо до осуждения, либо после. Как Пастернака - не знали, а прочитали все. И до сих пор в любом американском крошечном книжном магазине можно найти книгу "Доктор Живаго".
Поэтому споры эти вечны, они никогда не прекратятся. Другой вопрос, всегда ли Нобелевскую премию присуждают писателям, которые действительно представляют что-то из себя как писатели...
Что касается премии по экономике, которую сам Нобель не основывал, то мне кажется, что она нужна, потому что экономическая мысль – это именно мысль, это не точное знание, это гуманитарная и интеллектуальная сфера. Люди действительно рисуют картину мира. Это простые элементарные консультанты, которых будут сейчас увольнять тысячами и никто из них Нобелевскую премию не получит.
Больше всего вопросов возникает по премии в области мира, потому что там никто и никогда не договорится. Все зависит от политической позиции, которую вы занимаете. Все зависит от того, как вы видите этот мир.
Я думаю, что премия не утратила своей значимости и не утратит, несмотря ни на какие политические споры и изменения.
Нобелевская премия мира вызывает споры всегда, потому что она назначается политикам, и, как правило, политикам, привязанным к той или иной зоне конфликтов. И естественно, что у таких политиков есть довольно горячие противники - вспомните хотя бы две нобелевские премии, выданные израильтянам. Сегодняшнее оживление по поводу Ахтисаари просто смешно, если вспомнить, что эту премию в свое время получал международный террорист Ясир Арафат, у которого на руках кровь сотен погибших людей.
Премия не утратила своего значения, несмотря ни на что. Не существует такой награды в какой бы то ни было области, которая устраивала бы всех. В музыке, в кинематографии, в любых конкурсах бывало, что люди, которые являются одаренными и даже гениальными, не получали премий. А люди, которые кажутся кому-то не столь одаренными и талантливыми, получали эти награды. Всегда в любой премии есть элемент субъективизма - об этом говорит сама история Нобелевской премии. И скандалы, которые вокруг этой премии возникали, – они были всегда, а не только в последние годы. Это говорит как раз о том, что премия устоялась!
В тех сферах, в которых она вручается, невозможно быть объективным – и что бы ни решал комитет, всегда найдутся недовольные. Пусть эта премия существует, потому что она является неким эталоном в том мире, где все эталоны подвергаются сомнениям.