Александр Горбунов, обозреватель «Спорт день за днем», специально для РИА Новости.
Сборные Германии и России – бесспорные фавориты в своей отборочной группе – провели в Дортмунде матч, который каждая из сторон вправе вписать в свой актив, но только в том случае, если вспомнит при этом один тайм. Немецкие футболисты – первый, выигранный ими вчистую: два забитых мяча, несколько неиспользованных моментов и полное преимущество над соперником, который, казалось, поднял руки. Российские игроки – тайм второй: вчистую уже они переиграли хозяев поля, заставив их обороняться, в ряде эпизодов – беспорядочно отбиваться, но забили при этом всего один гол.
Тренер сборной Германии Йоахим Лев говорит о заслуженной победе. Его коллега Гус Хиддинк о незаслуженном поражении. Оба правы: каждая команда выиграла по тайму, и закономерным, вернее даже, справедливым исходом встречи была бы, наверное, ничья.
Когда в российском лагере перед вылетом в Германию говорили об устроившем бы команду ничейном счете, прежние времена подобные рассуждения о возможном исходе предстоящего матча никак не напоминали. Потому что прежде ничья в матчах с заведомыми фаворитами виделась недосягаемой вершиной, а нынче, после прагматичных заявлений о вполне приемлемом очке, с позиции команды, действительно ни перед кем сейчас не дрожащей, уверенно добавляли: «Но едем в Дортмунд за победой». Это не выглядело бравадой, всего лишь – констатацией собственных возможностей, реальной самооценкой.
После проигранных матчей сетуют обычно на тренерские ошибки при выборе состава. Надо полагать, игра в Дортмунде исключением не станет. Но отсутствие в основе Игоря Семшова, выход с первых минут неопытного крайнего защитника Рената Янбаева, перемещение Юрия Жиркова со ставшего для него в сборной привычным места на позицию левого полузащитника, появление Игоря Денисова – это выбор Хиддинка, в правоте своей, разумеется, убежденного, однако сумевшего внести в перерыве – всего одной заменой – важные коррективы (и тем самым косвенно признавшего собственные ошибки), заметно изменившие ход матча и превратившие сборную Германии в команду, с трудом отбившуюся и искренне радовавшуюся тому, что отбиться и спасти победу удалось.
Показалось, что немцы не ожидали перемен, произошедших с соперниками после перерыва. Йоахим Лев, безусловно, предупреждал своих игроков: ни в коем случае не останавливаться, не «сушить» игру, не играть, поглядывая на часы. Но кто знает, чем встряхнул свою команду в раздевалке Гус Хиддинк? Так или иначе, но преображение команды во втором тайме мог не заметить только самый жесткий недоброжелатель команды. Немцы, конечно, демонстрируют в последние годы большей частью механический футбол. Личностей у них сейчас, если сравнивать со сборными 70-х, 80-х и даже 90-х годов, кот наплакал. Только Михаэля Баллака и можно в связи с этим вспомнить.
Однако, так играть, как немцы играли во втором тайме, их заставила российская команда. Возможно, футбол в исполнении футболистов сборной России и был в какой-то степени авантюрным. Постоянный прессинг, а также регулярные подключения к атакующим действиям крайних защитников, иногда, причем, обоих сразу, предоставляют умелому сопернику отличные возможности для разящих контратак. Немецкая команда, к счастью для сборной России, в этом плане не преуспела. Удар в перекладину, конечно, запомнился. Но это – все, чем могут похвастаться немцы, вспоминая события второго тайма.
Команды не играли чрезмерно жестко и – тем более – грубо. Нет, за весь матч арбитр показал всего две желтые карточки (обе – гостям) и зафиксировал лишь 25 нарушений правил (для игр такого накала характерны обычно иные цифры – 35-40). Так что «битвы» в привычном понимании этого слова не наблюдалось. Но футбол обе команды показали высокого качества. И это действительно была битва – битва замыслов и тренерских идей, коллективных и индивидуальных ходов.
Ничего удивительного в этом нет: встречались вторая и третья команды проходившего летом в Австрии и Швейцарии чемпионата Европы. Германия сейчас в мировом рейтинге занимает третью позицию, Россия – девятую. Из европейских команд между ними лишь Хорватия, Голландия и Чехия. Так что силы дортмундских соперников с учетом всех составляющих вполне справедливо назывались равными. Разве только публика, заполнившая трибуны стадиона и рьяно поддерживавшая своих, становилась для хозяев поля заметным плюсом в том, что относилось к психологической борьбе.
Но, с другой стороны, санкт-петербургский «Зенит» в этом году уверенно обыгрывал в официальных матчах розыгрыша Кубка УЕФА и леверкузенский «Байер», и мюнхенскую «Баварию» - команды, на континенте не самые последние и в кубковых матчах всегда неуступчивые. А «Зенит», кстати сказать, был представлен в стартовом составе сборной России сразу пятью футболистами, уже обыгрывавшими немцев на их поле и совершенно перед ними не тушевавшимися. Во втором тайме за сборную России, помимо пяти футболистов «Зенита», играли пять футболистов ЦСКА, опыта которым (кроме, понятно, 18-летнего дебютанта национальной команды Алана Дзагоева, в командную игру вписавшегося без проблем) тоже не занимать, и капитан казанского «Рубина» Сергей Семак.
В среду российской сборной предстоит в Москве сыграть с командой Финляндии, звезд с неба не хватающей, но совсем недавно, не стоит забывать, сыгравшей вничью (3:3) с немцами и поставившей перед собой цель впервые в истории финского футбола попасть на чемпионат мира.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции