125 лет назад (1883) организовано Всероссийское театральное общество, которое возникло в Петербурге как «Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям»
13 октября 1883 года по инициативе известнейшей актрисы Марьи Гавриловны Савиной было организовано «Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям». В 1894 году Общество было реорганизовано и стало называться Русским театральным обществом. РТО подготовило общественное мнение к необходимости проведения первого съезда сценических деятелей, которое состоялось в марте 1897 года. На нем обсуждались проблемы репертуара, создание постоянных трупп, воспитание режиссеров, состояние театральных школ, защита театров от произвола цензуры. Театральное общество находилось в трудных финансовых условиях, и в поисках выхода совет РТО просил Николая II принять его под августейшее покровительство. К 1915 году местные отделы Императорского русского театрального общества уже существовали в Астрахани, Воронеже, Калуге, Тамбове, Иркутске, Самаре и других городах. Театральное общество неплохо справлялось с профессиональной, правовой и социальной защитой своих членов. Его средства формировались из членских взносов, доходов от банковских операций, пожертвований и отчислений от доходов театров. Временное правительство пересмотрело статус РТО: наряду с общественными на него были возложены и государственные функции.
В 1919 году Анатолий Луначарский утвердил «Положение о Русском театральном обществе», согласно которому значительная часть его прав, включая регистрацию контрактов и контроль за их соблюдением, отходила государству. В связи с созданием в 1919 году профсоюза работников искусств (РАБИС) у РТО были отняты и функции профсоюза. К 1920-м годам относится формирование сети производственных предприятий и мастерских РТО, которые станут материальной и финансовой основой деятельности организации. 10 февраля 1933 года принят новый устав, по которому РТО было переименовано во Всероссийское театральное общество (ВТО). Председателем его была Александра Яблочкина, затем с 1964 по 1986 год его возглавлял Михаил Царев. Устав ВТО неоднократно менялся, но суть деятельности общества оставалась прежней: оказание творческой, консультационной и методической помощи, социально-бытовая деятельность. В 1986 году ВТО было преобразовано в Союз театральных деятелей России (СТД). Союз объединяет деятелей театрального искусства всей России, его цель - всестороннее содействие развитию театрального искусства, оказание практической помощи российским театрам и театральным школам, всемерное развитие российских и международных театральных связей.
75 лет назад (1933) родился Марк Анатольевич Захаров, режиссер, народный артист СССР, художественный руководитель и директор Московского театра «Ленком»
Марк Захаров родился 13 октября 1933 года в Москве. В 1955 году окончил актерский факультет РАТИ (ГИТИС имени А.В.Луначарского). Режиссурой начал заниматься в 1956 году в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета, затем продолжил работу в Москве, в Студенческом театре МГУ. В 1965 году был приглашен в Московский театр Сатиры, где в 1967 году осуществил постановку «Доходного места» Александра Островского, принесшую ему известность. С 1973 года возглавляет Московский театр имени Ленинского комсомола (в 1990 году переименован в Московский театр «Ленком»). С приходом Марка Захарова этот театр стал одним из наиболее популярных в стране. Многие режиссерские работы Захарова вошли в историю российской режиссуры: «Тиль» Горина по мотивам де Костера (1974), «Юнона и Авось» Вознесенского и Рыбникова (1981), «Три девушки в голубом» Петрушевской (1985), «Поминальная молитва» Горина по мотивам произведений Шолом-Алейхема (1989), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1993), «Чайка» Чехова (1994), «Королевские игры» Горина по Андерсону (1995), «Варвар и еретик» по роману Достоевского «Игрок» (1997), «Мистификация» по пьесе Садур «Брат Чичиков» (1999), «Шут Балакирев» Горина (2001), «Плач палача» на темы Дюрренматта и Ануя (2003), «Ва-банк» по Островскому (2004) и другие.
Значительное место в творческой деятельности Марка Анатольевича Захарова занимает работа в кинематографе и на телевидении. Все созданные им фильмы широко известны и популярны. Его дебютная картина «Двенадцать стульев» по Ильфу и Петрову с Мироновым и Папановым в главных ролях, снятая, по словам самого режиссера, в жанре литературно-музыкального обозрения, вышла на экраны страны в 1977 году и до сих пор любима зрителями. Следующей режиссерской работой Захарова в кино стал фильм «Обыкновенное чудо» (1978) по сценарию Шварца. Затем одна за другой вышли три его картины по сценарию Горина: «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Дом, который построил Свифт» (1981) и «Формула любви» (1983). В 1988 году вышел фильм Захарова «Убить дракона» по сценарию Шварца.
Работу в театре и кино Марк Захаров уже много лет сочетает с преподавательской деятельностью. Он - профессор кафедры режиссуры РАТИ, секретарь Союза театральных деятелей РФ, академик Академии российского телевидения, академик Международной академии творчества, академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА», член Союза писателей Москвы. В 2005 году Захаров удостоен премии «Триумф», которая присуждается за высшие достижения в области литературы и искусства. Является автором многочисленных публикаций по вопросам театра и политики в периодической печати, в том числе в журналах «Театр» и «Огонек». Автор книг «Контакты на разных уровнях» (1988, 2000) и «Суперпрофессия» (2000), посвященных проблемам современной режиссуры. В течение нескольких лет он был ведущим телепрограммы «Киносерпантин».
80 лет назад (1928) умерла вдовствующая императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III, мать последнего российского императора Николая II
Принцесса Мари Софи Фредерике Дагмар родилась 26 ноября 1847 года в Копенгагене в семье будущего короля Кристиана IX, впоследствии прозванного «тестем» Европы. Среди ее братьев и сестер были будущий король Дании Фредерик VIII, будущий король Греции Георг I, а также будущая королева Англии Александра. Принцесса Минни, как называли Мари Софи Фредерике Дагмар в детстве, была четвертым ребенком из шести детей королевской четы. Принцесса Дагмар провела детство в Желтом дворце на Амалиегаде рядом с королевским дворцом Амалиенборг. Семья продолжала жить во дворце на Амалиенгаде даже после того, как отец будущей российской императрицы 15 ноября 1863 года был провозглашен королем. В 1866 году принцесса вышла замуж за наследника российского престола Александра Александровича, который с 1881 года до своей смерти в 1894 году правил страной под именем императора Александра III. В связи с замужеством принцесса Дагмар приняла православие и взяла себе имя Мария Федоровна. У нее родились шестеро детей, в том числе будущий император Николай II. Природный ум и политическая интуиция жены безусловно оказывали влияние на принятие Александром Ш важных политических решений. Общепризнанно, что Мария Федоровна пользовалась глубоким уважением мужа. Когда в девяностых годах XIX столетия Россия изменила свою внешнеполитическую ориентацию с германской на французскую, не последним в этом вопросе было мнение Марии Федоровны, с юношеских лет настроенной антигермански (потеря Данией Шлезвига в 1864 году расценивалась там как национальное поражение и не могла не оставить следа в душе датской принцессы). Огромная общественная деятельность императрицы как главы организации Ведомства императрицы Марии играла важную роль в жизни России конца XIX - начала XX веков. В ведении Ведомства находились учебные заведения, воспитательные дома, приюты для обездоленных и беззащитных детей, богадельни. Немалые средства на их содержание вкладывала царская семья. Благотворительные учреждения Ведомства были созданы практически во всех крупных городах Российской империи. В Москве и московской губернии их насчитывалось не менее 10, в Петербурге и его окрестностях - более 17. Среди них были: Общество попечения о детях лиц, ссылаемых по судебным приговорам в Сибирь; Братолюбивое общество по снабжению неимущих квартирами; Приют для неизлечимых больных; Александро-мариинский дом призрения; Благотворительное общество при Обуховской больнице; Мариинский институт для слепых девочек и Институт взрослых слепых девиц; Мариинский родовспомогательный дом и находящаяся при нем школа повивальных бабок; многочисленные общины сестер милосердия, попечительства для пособий нуждающимся семействам воинов, дома призрения детей бедных жителей, приюты для сирот, оставшихся после павших воинов. По инициативе Марии Федоровны в 1882 году возникли Мариинские женские училища для девушек-горожанок (промежуточная ступень между начальными школами и средними учебными заведениями). Императрица попечительствовала также женскому Патриотическому обществу, Обществу спасения на водах, Обществу покровительства животных и др. В годы первой мировой войны она вела большую работу на посту главы Российского общества Красного Креста.
Как свидетельствуют историки, императрица была очень живой, активной женщиной, любившей светские увеселения, долго сохранявшей молодость и отличавшейся безупречным вкусом. Ее почти 30-летний брак с Александром III был довольно счастливым, несмотря на несхожесть характеров супругов. Императрица Мария Федоровна провела в России более 50 лет, пережила революцию, стоившую жизни двум ее сыновьям и пяти внукам. Революционные события февраля 1917 года застали ее в Киеве, откуда она затем переехала в Крым. В 1919 году она покинула Россию на борту английского дредноута «Мальборо». После непродолжительного пребывания с мая по август у своей сестры, вдовствующей королевы Англии Александры, Мария Федоровна 19 августа 1919 года вернулась в Данию. Начиная с 1920 года она проводила зиму в королевском дворце Амалиенборг в Копенгагене, а остальную часть года в небольшом загородном замке Видере под городом Клампенборг к северу от Копенгагена. Под конец жизни вдовствующая императрица окончательно поселилась в Видере. Мария Федоровна скончалась 13 октября 1928 года в Видере под Копенгагеном. Проводить в последний путь бывшую русскую императрицу в Копенгаген съехались сотни русских эмигрантов из Парижа, Лондона, Стокгольма, Брюсселя. Отпевание состоялось 19 октября. На панихиде были представители всех королевских домов Европы, был и великий князь Кирилл Владимирович, принявший на себя в 1922 году императорский титул. Похороны прошли торжественно. Копенгаген давно не видел ничего подобного. Длинная процессия, возглавляемая церковными служителями в сопровождении эскорта датской гусарской гвардии, проследовала через центр Копенгагена до станции Естепорт, и далее гроб с телом датской принцессы Дагмар, бывшей императрицы России Марии Федоровны, задрапированный пурпурной мантией, направился поездом в город Роскилле к знаменитому Роскилльскому собору. Как писал в своих воспоминаниях великий князь Александр Михайлович, «в последний раз в своей жизни и в первый раз после революции Мария Федоровна оказалась во главе столь блестящей процессии... Со своей смертью она обрела то, что потеряла в тот день, когда ее сын отрекся от престола, - свое почетное место».
По воспоминаниям дочерей, Мария Федоровна при жизни не раз высказывала мысли о своем желании быть похороненной в России в Петербурге в Петропавловском соборе, где покоится прах ее супруга, императора Александра Ш и где есть специальное место для ее захоронения. Однако императрица всегда подчеркивала, что это может произойти лишь тогда, когда в России все будет спокойно. В течение 80 лет имя Марии Федоровны в России было предано забвению. В октябре 2005 года Россия и Дания подписали меморандум о перезахоронении праха императрицы в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Прах Марии Федоровны доставили из Копенгагена в город на Неве 26 сентября - именно в этот день в 1866 году датская принцесса впервые ступила на российскую землю. 28 сентября 2006 года в Петропавловском соборе состоялась церемония перезахоронения праха Марии Федоровны. Об окончании церемонии петербуржцев известил 31 залп из орудий, расположенных на бастионе Петропавловской крепости. Именно такое количество залпов было произведено, когда датская принцесса Дагмар впервые вступила на русскую землю.
13 октября
Читать ria.ru в
1933 - родился Марк Анатольевич Захаров, народный артист СССР, худрук и директор театра «Ленком».>>
1883 - организовано Всероссийское театральное общество.>>
1928 - умерла вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать последнего российского императора Николая II.
1883 - организовано Всероссийское театральное общество.>>
1928 - умерла вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать последнего российского императора Николая II.