Гюльнара Мамедзаде, генеральный директор АМИ "Новости-Азербайджан" - для РИА Новости.
15 октября в Азербайджане пройдут президентские выборы. Победу действующего главы государства Ильхама Алиева фактически можно считать свершившимся фактом, который осталось лишь закрепить общепринятой в мировой практике демократической процедурой выборов как таковых. Уже сегодня исследовательские центры прогнозируют, что действующий президент соберет свыше 86% голосов (число избирателей в Азербайджане на предстоящих выборах составляет более 4,8 миллиона человек). Данный показатель, учитывая сложившиеся в Азербайджане внутриполитические реалии и «фактор Алиева», представляется вполне реальным и убедительным.
Официально в ЦИК Азербайджана прошли регистрацию 7 кандидатов в президенты. Но типаж и политический вес кандидатов, принимающих участие на выборах в качестве оппонентов действующего главы государства, вряд ли представляет для кого-либо реальный интерес, в том числе для наблюдателей извне. Этот ресурс будет отработан на выборах и еще определенное время послужит политическим фоном в стране, пока в Азербайджане не будет сформирована, хотя бы в зачаточном состоянии, новая политическая элита.
Наиболее влиятельные в прошлом оппозиционные силы, продержавшиеся с переменным успехом на политической арене страны более 15 лет, приняли решение бойкотировать выборы - за неимением других способов сохранить остатки своего политического имиджа. Решение они мотивировали отсутствием в Азербайджане демократического климата, достаточных условий для свободной конкуренции, давлением на СМИ и прочим, чем могли прикрыть в том числе и собственную идеологическую и финансовую несостоятельность при очевидном и прогрессирующем сужении своего электората.
Максимум, что способна выплеснуть бойкотирующая выборы оппозиция в оставшиеся дни, это провести пару вялых митингов, более для некой самореабилитации в глазах общественности, нежели из стремления как-то повлиять на политические процессы в стране.
Поэтому характерная для предвыборного периода динамика событий в Азербайджане развивается с точностью до наоборот. В стране – полный штиль. Власти, досрочно завершившие подготовку к выборам по всему спектру требуемых действий, отдыхают, полностью контролируя ситуацию на фоне уже фактического признания радикальной оппозицией своего полного поражения. Ни сторонники власти, ни зарегистрированные шесть малозначимых кандидатов не видят смысла в ведении широкомасштабной рекламной кампании, учитывая бессмысленность дорогостоящих затрат. Кандидат от власти в рекламе не нуждается, кандидаты от оппозиции, видимо, не хотят усугублять свое и без того нелепое положение в глазах общественности, выставив себя на фоне столь неравной, даже несоразмерной по масштабу и влиянию конкуренции. Появление в стране реальных лидеров протестного электората не предполагается еще лет 5-10.
Подобная стабильность и прогнозируемость ситуации, которая связывается сегодня непосредственно с правлением Ильхама Алиева, не наблюдалась в Азербайджане даже в период его гениального, без преувеличения, предшественника. Хотя здесь необходимо учесть, что речь идет о разных исторических условиях.
К своему второму президентскому сроку Ильхам Алиев подошел с весьма впечатляющим политическим багажом, наработанным как на внутреннем, так и внешнем уровне, и, соответственно, солидным ресурсом доверия населения.
Алиев еще на старте первого президентского срока предложил и последовательно реализовывает конкретную политическую программу с акцентом на усиление национальных проектов, укрепление имиджа государства на международной арене. Власть обладает огромным финансовым ресурсом, бюджет страны неуклонно растет, в первую очередь, за счет реализации энергетических проектов. В стране наблюдается строительный бум, растут показатели экономического развития. Президенту удалось существенно укрепить свои позиции внутри страны за счет приоритетного внимания к решению социально-экономических проблем населения.
Как представляется, основные задачи второго срока, стоящие перед президентом Алиевым – сохранить и умножить ресурс доверия своих избирателей. Сделать это можно и нужно посредством неукоснительного обеспечения верховенства закона, усиления демократических институтов, снижения уровня коррупции, формирования влиятельной структуры общественного контроля (о чем президент уже заявлял, как бы анонсируя общественности свои дальнейшие шаги в этом направлении). Общество также ждет от президента обновления рядов правящей команды в пользу независимых менеджеров современного образа мыслей и действий.
Вторая составляющая успеха Ильхама Алиева – продуманное и сбалансированное ведение им внешнеполитического курса страны, обеспечившего в результате Азербайджану, и сегодня и на перспективу, безусловно лидирующие позиции в регионе и растущий интерес со стороны ведущих мировых центров силы. Особенно выгодно роль Алиева просматривается на фоне марионеточной политики его грузинского коллеги, надолго подвесившего свою страну в состоянии неопределенности.
Геополитический расклад ситуации и позиция Азербайджана в столь ключевом регионе современной политики, каковым является Южный Кавказ и бассейн Каспия, дают все основания утверждать, что мировые центры политики сделали ставку на стабильность, гарантом которой сегодня выступает Ильхам Алиев, и не только в Азербайджане, но и в регионе – в силу сложившихся обстоятельств.
Продолжая придерживаться принципа «геополитического плюрализма», Алиев дал понять, что, невзирая на наличие стратегического партнерства с США, Турцией, Европой, Россия была и остается приоритетным внешнеполитическим партнером Азербайджана. Растущая роль обоих государств в мире, несмотря на разницу в масштабах, определяет для России и Азербайджана все больше надежных плоскостей для сотрудничества на перспективу.
Таким образом, отсутствие интриги в президентских выборах-2008 в Азербайджане – главная их особенность. Интрига возможна лишь на выборах-2013. Будут ли внесены изменения в Конституцию, чтобы Алиев остался на третий срок, или будет найден достойный преемник, или… преемница - вопрос интересный. Кстати, российская модель Медведев-Путин являет любопытный пример передачи власти с возможностью ее сохранения. Отсчет новых реалий в Азербайджане пойдет уже после октября 2008 года.
А сегодня международные наблюдатели готовятся к азербайджанским выборам: за их ходом в стране будут наблюдать от ОБСЕ – 480 человек, от СНГ – 250, от ПАСЕ – 30. А также около 60 наблюдателей от других международных организаций и стран.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции