Рейтинг@Mail.ru
Охрана памятников в Европе: Германия. Справка - РИА Новости, 09.10.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Охрана памятников в Европе: Германия. Справка

Читать ria.ru в

Часть города, имеющая важное культурное и историческое значение, заносится в список Культурного наследия UNESCO. В общей сложности, в этом списке содержится 830 памятников из 138 стран. 33 немецких города внесены в этот список.

Закон об охране памятников истории и культуры

В ФРГ вопрос охраны памятников не отнесен ни к исключительной компетенции федерации, ни к области конкурирующих законодательств федерации и Земель. Он также не вошел в перечень вопросов, по которым, федерация принимает общие законодательные акты, которыми обязаны руководствоваться Земельные законодательные органы при подготовке и принятии подобных законов. Таким образом, компетенцией по правовому регулированию, вопросов защиты и сохранения памятников истории и культуры обладают Земли, хотя и на федеральном уровне также имеются отдельные положения, касающиеся охраны памятников культуры.

Общие положения, касающиеся памятников истории и культуры, содержат также все основные акты, принятые на федеральном уровне, по, вопросам строительства и использования Земельных участков.

Подробно организация охраны памятников регулируется Земельными законами. В тех Землях, где нет новых законов об охране памятников, действуют старые законодательные акты. Примером такого регулирования может являться § 33 восьмого титула части I Общего Прусского Земельного права от 5 февраля 1799 г., который отчасти сам является памятником истории.

Понятие и виды памятников истории и культуры

B соответствие с Законом задачей защиты и сохранения памятников является защита и сохранение памятников культуры как источников и свидетельств человеческой истории и развития, а также их гармоничное сочетание с развитием градостроительства, планированием системы расселения и Землепользования и охраной ландшафтов. При выполнении этих задач Земля, общины, объединения общин, а также собственники и владельцы памятников взаимодействуют по мере их возможности.

Закон дает определение понятия "охраняемые памятники". Охраняемыми памятниками культуры являются предметы, совокупности предметов или часть предметов, в сохранении которых существует общественный интерес, основанный на их художественной, научной, технической, исторической ценности и градостроительных достоинствах.

Учет и регистрация памятников истории и культуры

Особой защитой пользуются памятники культуры, занесенные в книгу регистрации памятников культуры или во временный регистрационный список памятников, если:

  • речь идет о составных частях памятника архитектуры, который, главным образом, представляет единое целое на основании его, художественных, исторических или иных достоинств;
  • речь идет о предметах изобразительного искусства, принадлежность которых к определенному месту исторически обоснованна и сохранение которых в данном месте представляет собой общественный интерес.

Регистрация памятников становится недействительной, если к тому нет законных оснований. Перед каждой регистрацией памятников в книге регистрации заслушиваются собственник и община, на территории которой находится памятник. В Земельной книге делается пометка о регистрации памятника. Ознакомление с книгой регистрации памятников разрешается любому интересующемуся лицу.

Кроме книг регистрации памятников культуры существуют временные регистрационные списки. Закон определяет, что памятник культуры, регистрация которого ожидается, может быть внесен во временный регистрационный список. Регистрация во временном регистрационном списке становится недействительной, если в течение шести месяцев памятник культуры не внесен в книгу регистрации памятников. Следует также отметить, что меры по охране памятников культуры, могут распространяться также на памятники культуры, которые не внесены ни в книгу регистрации памятников, ни во временный, регистрационный список.

Обеспечение сохранности, порядок содержания и использования памятников культуры

В соответствии с Законом собственники и владельцы памятников культуры обязаны по мере возможности сохранять их и бережно с ними обращаться. При этом им содействуют Земля и общины посредством оказания финансовой помощи из их бюджета. В случае если собственники и владельцы памятников не выполняют своих обязанностей и вследствие этого происходит порча памятника, органы защиты памятников культуры могут принимать меры, необходимые для предотвращения порчи. Собственники и владельцы памятников обязаны не препятствовать этим мерам. Органы защиты памятников культуры могут требовать от собственников и владельцев памятников, в рамках разумного, возмещения возникших расходов.

Если памятники культуры не используются соответственно их первоначальному предназначению, собственники обязаны использовать их таким образом, чтобы обеспечить, по возможности, более длительное сохранение памятников.

Собственники и владельцы памятников обязаны давать справки и другую информацию о памятниках культуры, необходимую для выполнения задач по их защите и сохранению. В случае необходимости органы защиты памятников и специальные органы защиты памятников после предварительного оповещения собственников и владельцев памятников в целях выполнения задач по охране памятников могут посещать Земельные участки, на территории которых находятся памятники, осматривать их.

Доступ к памятникам культуры должен быть по возможности наиболее широким для общественности, если таковой доступ вообще возможен. Земельное ведомство охраны памятников культуры должно договариваться с собственниками памятников о свободном к ним доступе. Такие соглашения должны достигаться, в частности, в тех случаях, когда для лучшего сохранения памятников культуры используются общественные средства.

Закон перечисляет все те меры, осуществление которых требует разрешения органов защиты памятников культуры. Разрешение требуется, если планируется:

  • разрушение или устранение памятника культуры;
  • существенное изменение его облика;
  • перестройка, ремонт или внутреннее вторжение;
  • снабжение всякого рода надписями;
  • удаление памятника от места его расположения.

Разрешение обязан также получить тот, кто планирует в окружении памятника культуры или ансамбля памятников что-либо сооружать, изменять или устранять, если вследствие этого памятник культуры, его внешний вид или ансамбль будут существенно изменены. Разрешение выдается, если это не противоречит преимущественным интересам общественности.

Закон устанавливает обязанность собственников и владельцев памятников культуры сообщать органам защиты памятников обо всех случаях причинения ущерба памятникам культуры, сильно изменяющих ценность и субстанцию памятников.

Органы защиты памятников должны быть также уведомлены об отчуждении памятников культуры. Отчуждатель, приобретатель или орган, удостоверяющий смену собственности, должны уведомлять об этом в течение месяца. Органы защиты памятников могут регистрировать в книге регистрации памятников ансамбли памятников, такие как, например, улицы, площади, замки и парки, включая относящиеся к таким ансамблям растения, ландшафты и водоемы, если это вызвано общественным интересом на основании их научных, художественных или исторических достоинств. Изменение таких ансамблей памятников; культуры требует также разрешения компетентных органов. Такое, разрешение выдается, если производятся незначительные или временные изменения: или если этого настоятельно требуют преимущественные интересы общественного блага. Орган защиты памятников перед принятием решения о выдаче разрешения заслушивает общину.

Органы управления по охране памятников истории и культуры

Защитой и сохранением памятников истории и культуры занимается целая система органов. Высшим Земельным органом защиты памятников является министр культуры Земли. Подчиненными органами, защиты памятников, которым передано право надзора за строительством в городах и общинах, являются общинные правления, а в районах Земли - районные комитеты. Деятельность по защите памятников подчиненные органы осуществляют по распоряжению высшего, Земельного органа защиты памятников.

При подчиненных органах защиты памятников по рекомендации специального органа защиты памятников культуры создается специальный независимый консультативный совет, состоящий из экспертов. Совет созывается районным комитетом или магистратом. Консультативный совет может возлагать выполнение определенных задач, на доверенных людей, содействующих защите и сохранению памятников на общественных началах.

Специальным органом защиты памятников является Земельное ведомство охраны памятников, которое для выполнения поставленных перед ним целей решает следующие задачи:

  • защита и сохранение памятников истории и культуры на основании данного закона и в его пределах;
  • консультация и поддержка собственников и владельцев памятников культуры в деле сохранения, поддержания и восстановления памятников;
  • систематическая опись памятников культуры (инвентаризация);
  • ведение книг регистрации памятников и временных списков регистрации памятников;
  • научные исследования памятников культуры как вклад в исследование истории страны.

Земельное ведомство охраны памятников содействует популяризации сохранения памятников истории и культуры среди общественности. Министр культуры Земли образует Консультативный совет по охране памятников. В данный совет входят по одному представителю от каждой специальной области, занимающейся защитой и сохранением памятников.

К таким областям относятся: история искусства, древняя история, архитектура, градостроительство, история, народные традиции, изобразительное искусство, музейные органы, Земельное ведомство краеведческой истории, государственное управление строительством, евангелическая и католическая церкви, коммунальные объединения и союз владельцев домов и Земельных участков.

Все эти специалисты должны обладать квалифицированными знаниями в области защиты и сохранения памятников истории и культуры. Каждая политическая партия, представленная в ландтаге, направляет в совет по одному представителю с правом совещательного голоса. На заседания совета по охране памятников должны приглашаться представители компетентных Земельных органов, отвечающих за защиту памятников, защиту окружающей среды, сохранение ландшафтов, защиту природы, планирование системы расселения и Землепользования. Подробности регулируются уставом совета по охране памятников, который издает министр культуры Земли.

Ответственность за нарушение законодательства

Закон Земли устанавливает административную ответственность за нарушения положений, касающихся защиты и сохранения памятников истории и культуры. Противоправно действует тот, кто умышленно или по небрежности:

  • осуществляет мероприятия, требующие разрешения компетентных органов, не имея такого разрешения, или нарушает своими действиями положения, изложенные в документах, выданных вместе с разрешением;
  • препятствует проведению органами защиты памятников культуры мероприятий, направленных на устранение непосредственной опасности, грозящей памятникам культуры;
  • не дает справки и другую информацию о памятниках культуры или не разрешает уполномоченным органов защиты памятников находиться на Земельном участке или осматривать памятники культуры;
  • противодействует установленным ограничениям по использованию памятников и территории.

Размер штрафа за перечисленные выше нарушения достигает 50 000 евро, а за некоторые виды нарушений — до 1 млн. евро. Если совершены такие действия, пострадавшие памятники могут быть конфискованы.

При рассмотрении проблемы сохранения памятников культуры и архитектуры необходимо учитывать деятельность государственной организации «Städtebaulicher-Denkmalschutz», которая вплотную занимается проблемой обновления городов Германии. В ее функции помимо прочего входит:

  • разработка комплексного плана развития города;
  • определение допустимой степени обновления города;
  • определение допустимой степени реконструкции и обновления памятников архитектуры и архитектурных ансамблей;
  • выделение и распределение средств финансирования;
  • определение допустимости использования памятников архитектуры и архитектурных ансамблей.

Основными задачами организации является - обновление городов и эффективное использование пустующих территорий. В особенности это касается исторической части того или иного города, где сосредоточено максимальное число памятников архитектуры, и потребность в жилых и рабочих помещениях наиболее актуальна. Организация обязана сохранить баланс между потребностями города в новых помещениях и ответственностью по сохранению исторического облика города.

Большое внимание уделяется инновационным и креативным проектам, которые удовлетворяют обоим требованиям. К этому процессу активно приобщается общественность, частные компании и заинтересованные инвесторы. Компромиссное решение принимается только после проведения консультаций со всеми заинтересованными сторонами.

Отдельный сложный вопрос, касается использования пустующих зданий, являющихся памятниками архитектуры. Компромиссное решение, как правило, бывает найти довольно трудно. Цель – не разрушая и значительно не видоизменяя постройки – подобрать такой способ ее использования, который был наиболее приемлемым, логичным и отвечающим запросам города.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала