Рейтинг@Mail.ru
На разработку и сооружение Мавзолея Алексею Щусеву дали три дня - РИА Новости, 08.10.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На разработку и сооружение Мавзолея Алексею Щусеву дали три дня

Читать ria.ru в
Дзен
Имя Алексея Викторовича Щусева по праву входит в список выдающихся деятелей отечественной архитектуры. Сегодня со дня рождения создателя Мавзолея Ленина исполняется 135 лет.

Ольга Варламова, специально для rian.ru.

Имя Алексея Викторовича Щусева по праву входит в список выдающихся деятелей отечественной архитектуры. Сегодня со дня рождения создателя Мавзолея Ленина исполняется 135 лет.

Будущий мастер родился 8 октября 1873 года в городе Кишиневе Бессарабской губернии (ныне столица Республики Молдова). Отец, Виктор Петрович Щусев – чиновник средней руки, смотритель богоугодных заведений в чине надворного советника. Несмотря на сравнительно невысокую должность, он был известным и уважаемым в Кишиневе человеком, так как отвечал за строительство и надзор над больницами, сиротскими домами, приютами. Мать, Мария Корнеевна, происходила из местной интеллигенции. Она была второй женой Виктора Петровича, родила четырех сыновей, дала всем им хорошее воспитание и вполне приличное домашнее образование.

С детских лет Алексей обнаружил незаурядные способности к рисованию, чем вызывал умиление, а с годами и восхищение родных и знакомых. Он вообще был  разносторонне одаренным ребенком, семья гордилась им. По окончании гимназии, решив посвятить себя изобразительному искусству, юноша отправляется в Петербург, чтобы поступить в Академию Художеств. Это оказалось непросто. Для поступления туда ему приходится освоить так называемую академическую манеру рисунка, что он и делает, причем за очень короткий срок. Алексей с блеском сдаёт вступительные экзамены и поступает в класс живописи. Его учителями становятся Леонтий Бенуа и Илья Репин. Но архитектура его тоже влечёт. В конце концов, несмотря на то, что сам великий Илья Репин высоко оценивал его художественное дарование, зодчество берёт верх.

Во время учебы Алексею Щусеву предоставляется возможность посетить Центральную Азию. В 1894-1897 годы он сделал детальные обмеры мавзолея Гур-Эмир и мечети Биби-Ханум  - древнейших архитектурных памятников Самарканда.

В 1897 году Алексей Щусев оканчивает Академию Художеств. Его дипломный проект «Барская усадьба» получил самый высокий балл, удостоен Большой золотой медали, а сам выпускник получил право на поездку за границу. В 1898—1899 годах Алексей побывал в Вене, Триесте, Венеции, ряде других городов Италии, в Тунисе,  Франции, Англии, Бельгии.

По возращении из-за границы в Петербург Алесей Щусев обнаружил, что работы для него нет. Он селится в дешевых меблированных комнатах на Крюковом канале, готовится встретить тяжелые времена. Но тут ему повезло. Его взял в помощники не кто иной, как известный на всю Россию профессор архитектуры Григорий Иванович Котов. Уверившись в способностях молодого зодчего, он передал ему работу, за которую сам взяться не решался, - постройка храмов для Русской православной церкви.

Первым заданием стало проектирование иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры. Работа Алексея Щусева заслужила одобрение. В середине июня 1904 года Священный Синод командирует архитектора в город Овруч на Украине для реконструкции местного храма. К весне Алексей Щусев представляет проект пятиглавой церкви, выдержанный в духе традиций русской классики, органично включив в него сохранившиеся детали. Проект был представлен на Петербургской выставке современной архитектуры и вызвал огромный интерес. Специалисты назвали его одним из самых ярких явлений отечественного зодчества, критики заговорили о возникновении нового направления – щусевского, которое было охарактеризовано как неорусское, возрождающее традиционные мотивы русской архитектуры и придающие им современное звучание.

Так к Алексею Викторовичу приходит слава. За ним утверждается звание первого среди современных русских архитекторов. Он становится модным, популярным, на него ссылаются, ему подражают. Сам Алексей Щусев отнёсся к этому спокойно. Голова у него не закружилась. Он не почил на лаврах, устоял перед соблазном копировать однажды найденное, продолжил творческие поиски. В их основе лежал его взгляд на архитектуру как искусство, которое особенно тесно связано с реальными жизненными процессами. Предназначение зодчества он видел в воспроизведении новых форм жизни в новых архитектурных формах, адекватных времени.

Примером удивительного умения Алексея Викторовича воплощать историю в современных формах может служить его проект храма-памятника, посвященного юбилею Куликовской битвы. Во время обсуждения проекта многих удивило то, что автор вписал в структуру храма две сторожевые башни, расположенные вдоль одной из стен. Посыпались вопросы: «Разве могут быть в храме башни? Где вы вообще такое видели? Может быть, их лучше убрать?». Архитектор и сам понимал, что рационально ответить на эти вопросы невозможно, но чувствовал, что башни при храме должны быть. И он нашёл обоснование: башни символизируют Пересвета и Ослябю, двух русских воинов-монахов, героически павших за родину и веру на Куликовом поле. Проект утвердили в представленном виде. Через два года, изучая руины церкви св. Василия в Овруче, Алексей Викторович обнаружил, что западный фасад древнего храма имел толстые башни по обе стороны от входа, то есть ту же структуру, что созданный им фасад храма на Куликовом поле.

Среди наиболее известных сооружений Щусева – Казанский вокзал в Москве. К идее его строительства он поначалу отнёсся без большого энтузиазма. Эскизы, представленные им на конкурс, были схематичны, приблизительны. И всё же заказчики остановили свой выбор на его проекте, так как были уверены, что если Алексей Викторович «загорится», увлечётся, то дело ждёт успех. Они оказались правы. Профессиональное мастерство, знание русской истории, бережное отношение к национальным традициям  помогли Алексею Викторовичу найти решение, которое органично соединяло в себе функциональность, рациональные инженерные решения, красоту архитектурного воплощения. Вокзал был задуман и исполнен как «ворота на Восток». Более чем двухсотметровая его протяженность не мешала целостному восприятию сооружения. Нарочитое нарушение симметрии, одинокая башня в сочетании с разноразмерными архитектурными объектами позволяло видеть здание по-новому с каждой новой точки площади.

После Октября 1917 года Алесей Викторович Щусев вместе с другим крупным русским архитектором Иваном Владиславовичем Жолтовским возглавил работу коллектива архитекторов над проектом перепланировки Москвы. В 1922 году Щусев назначен главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, которая была открыта в августе 1923 года на территории нынешнего ЦПКиО имени М. Горького. В ходе этой работы Алексею Викторовичу пришлось непосредственно разрабатывать и контролировать разработку и сооружение 225 зданий выставки. Воздал он должное и господствовавшему в архитектуре в 1920-е годы  конструктивизму; сооружённое в 1928-1933 годах по его проекту здание Наркомзема (ныне Министерства сельского хозяйства РФ) является одним из лучших образцов этого стиля в Москве.

Самое знаменитое творение Алексея Викторовича – Мавзолей Владимира Ильича Ленина. Архитектор вспоминал, как однажды зимней ночью его разбудили сотрудники ЧК и сообщили, что ему поручается создание мавзолея. Срок на разработку проекта  и сооружение – три дня! Щусев выполнил задание: к дню похорон вождя 27 января 1924 года первый, деревянный мавзолей был готов. Весной того же года он был усовершенствован. Нынешний, третий мавзолей был сооружён в 1929-1930 годах. Самым трудным было найти пропорции, которые бы позволили вписать мавзолей в исторически сложившийся ансамбль Красной площади. И Алексей Викторович нашёл их. Мавзолей подняли до двенадцатиметровой высоты, что составило одну треть высоты Сенатской башни и одной шестую высоты Спасской башни. Нижний пояс с траурной лентой черного гранита  выдвинули вперед и вытянули венчающий портик почти до зубцов кремлевской стены. Мавзолей как бы организовал Красную площадь.

До последних дней жизни Алексей Викторович Щусев работал активно и плодотворно. Среди его творческого наследия гостиница «Москва», реконструкция здания НКВД (ныне ФСБ) на Лубянской площади, станция метро «Комсомольская-кольцевая» и её наземный вестибюль, планы восстановления разрушенных во время Великой Отечественной войны городов Истра, Новгород, Кишинёв. В 1946 году по инициативе Алексея Щусева создан первый в Европе Научно-исследовательский музей архитектуры, который ныне носит его имя. Скончался Алексей Викторович в 1949 году. 

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала