Владимир Мытарев, специально для РИА Новости
Говоря об очередных «вызовах», стоящих перед российской экономикой в ближайшие годы, эксперты, наряду с ожидаемым снижением притока капитала и снижением объемов импорта, называют опасность падения цен на нефть до 70 долларов за баррель, а при наиболее пессимистичном сценарии, - даже ниже. Однако, как известно, бюджет уже следующего года будет бездефицитным лишь при среднегодовой цене нефти 70 долларов за баррель. Примерно на тот же показатель ориентированы и бюджет-2010 (71 доллар), и бюджет -2011 (68 долларов).
Мы уже привыкли к высоким ценам на нефть, однако, полагают эксперты, необходимо помнить о том, что средний уровень цен на нефть, начиная с 60-го года, едва достигал 35 долларов, тогда как в течение длительных периодов цена на нефть балансировала на уровне 15-20 долларов. В свою очередь, продолжительность всплеска цен на нефть в 80-ые годы, когда стоимость черного золота впервые преодолели планку в 80 долларов, а средний показатель балансировал между 40 и 70 долларами, составила чуть более 10 лет. Все закончилось резким падением цен до примерно 20 долларов в 1986 г. А среднегодовой показатель цены на нефть в «дефолтном» 1998 году составил всего 14,8 доллара. Новый взлет цен на нефть в 2005-2006 гг. и особенно 2007 – первой половине 2008 г. создал совершенно новую ситуацию в российской экономике, но едва ли оправдал сверхпозитивные прогнозы относительно сохранения нынешних заоблачно высоких цен.
Эксперты не исключают, что мировой фондовый кризис уже в ближайшее время может перерасти в финансово-экономический, вызвать снижение инвестиций и замедление активности ведущих экономик, прежде всего американской. А это не преминет отразиться на объемах производства, и, следовательно, цене нефти. Все дело в том, что снижение темпов спроса на углеводородное сырье связано в первую очередь с ухудшением экономической конъюнктуры в США. Известно, что на долю США приходится 6% населения земного шара и около 35% мирового потребления энергии. А значит, каждая четвертая добываемая за пределами США тонна нефти поступает на американский рынок. Однако цена на нефть зависит не только от потребностей американской экономики. Достаточно сильное влияние на спрос на сырье оказывают растущие азиатские рынки, ситуация на которых сейчас также далека от идеала.
Чем же грозит нынешний мировой фондовый кризис российской экономике, 40% доходов которой всегда зависели от "нефтянки"? Ситуация, действительно могла бы быть патовой, считают эксперты, если бы не золотовалютные резервы и средства Стабилизационного фонда. Так, по данным российского министерства финансов, даже если цена нефти упадет до отметки 40-50 долларов за баррель, то в течение нескольких лет бюджет не ощутит этого, благодаря наличию Резервного фонда, который составляет 10% ВВП.
Напомню, что Стабфонд изначально был создан в качестве «подушки безопасности» для российской экономики как раз для форс-мажорных ситуаций и падения цен на нефть. «Необходимо помнить о циклическом развитии мировой экономики, - считает министр финансов Алексей Кудрин. - В Библии есть такая притча: Иосифу потребовалось объяснить сон правителя Египта о пасущихся на одном лугу семи тощих коровах и семи тучных коровах. Иосиф объяснил, что это означает, что страну ждет семь богатых, урожайных лет и семь лет, когда урожая не будет. Он предложил собирать налоги и накопить фонд зерна, который поможет в трудные годы».
Примерно такими же соображениями, очевидно, руководствовался и российский Минфин, во время высоких цен на нефть, расплатившись с зарубежными долгами и сформировав Стабилизационный фонд. Последние события, связанные с перенесшимся на весь мир американским кризисом, показывают, что без накопленных запасов вряд ли правительство смогло бы так оперативно помочь банкам справиться с дефицитом ликвидности, поддержать биржи, обеспечить крупнейшие банки долгосрочными кредитами.
Но нельзя строить прогнозы, пусть и самые точные, опираясь только на доходы нефтяников. По мнению аналитиков, при формировании плана трехлетнего бюджета на период с 2009 года Минфин сознательно старается снизить нефтяную зависимость страны, а потому не рассчитывает на резкое увеличение добычи нефти и газа, закладывая в проект бюджета снижение цены. Он предлагает сократить расходование нефтегазовых доходов с 4,9% ВВП в 2008 году до 3,7% в 2011 году, и на этом уровне зафиксировать этот лимит в законодательном порядке. Ограничив размеры нефтегазового трансферта, финансовые власти стремятся побудить и другие отрасли внести свой вклад в бюджет.
Одновременно предпринимаются меры и для стимулирования нефтяников больше добывать и продавать. Как стало известно, в ближайшее время будут разработаны предложения о дополнительном снижении налоговой нагрузки на нефтяников с целью стимулирования добычи. К тому же правительство кардинально меняет систему расчета экспортной пошлины на нефть: она будет определяться исходя из анализа мировой цены не за последние два месяца, а в последние 17 дней. Подсчитано, что только такая разовая мера позволит нефтяным компаниям сэкономить более 5 миллиардов долларов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции