Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Российские власти 7 октября одобрили новый пакет антикризисных мер. Вслед за триллионами рублей, выделенных на краткосрочное и среднесрочное финансирование банковской системы, крупнейшие банки страны получат еще 950 млрд рублей на срок 5 лет и более. По идее правительства и ЦБ, эти средства должны дойти до менее крупных банков и компаний, остро нуждающихся в рефинансировании. Однако этому может помешать кризис доверия, охвативший отечественный кредитный рынок.
Особенностью расползающегося сейчас по миру финансового кризиса, начавшегося более года назад с кризиса на рынке ипотечных кредитов США, является цепная реакция недоверия в банковском секторе. Даже те американские банки, которых не затронул ипотечный кризис, из осторожности притормозили кредитование собственной экономики, а, тем более, европейской. Оставшиеся на плаву европейские банки бояться рефинансировать российские банки и компании.
Еще сильнее кризис кредитного доверия усиливает непрекращающийся обвал на мировых фондовых рынках. Многие обанкротившиеся должники брали кредиты под залог ценных бумаг, которые теперь остались на руках у банков, но многократно обесценились.
В этих условиях многомиллиардные (а в России – триллионные) денежные вливания, которые власти ведущих экономических держав проводят в свои банковские системы, пока не дают желаемого результата. Кризис доверия настолько силен, что ведущие финансовые институты не спешат кредитовать банки поменьше, а те, в свою очередь, не могут или не хотят перекредитовывать бизнес. Страдают и частные клиенты: даже крупнейшие отечественные банки поднимают процентные ставки или, вообще ограничивают выдачу кредитов, особенно ипотечных.
Если мировая банковская система (включая российскую), которая представляет собой кровеносную денежную систему для реального сектора экономики, не возобновит кредитование бизнеса, то замедление экономического роста, а затем и спад экономик, пораженных кризисом доверия, станет реальностью.
В России кризис доверия, в первую очередь, ударил по розничным торговым сетям, в расчете на бесконечный рост потребительского спроса, закупавших оптовые партии товаров под все новые и новые кредиты. Когда же кредитный ручеек иссяк, ритейлеры оказались на грани банкротства.
Наиболее явный пример – ситуация с крупнейшими отечественными торговцами сотовыми телефонами. Лидер на этом рынке «Евросеть» спаслась только благодаря тому, что ее купил миллиардер Александр Мамут за $1,25 млрд. Причем, ¾ этой суммы пойдут не на счета бывших владельцев «Евросети», а на погашение их задолженностей. По схожему пути – смены бывшего собственника на нового крупного инвестора – идут и два других крупных отечественных сотовых ритейлера «Связной» и «Цифроград». Как видно, в России еще остались люди и структуры, у которых есть значительные суммы свободных денежных средств.
Неприятным моментом, правда, стало, введение сотовыми ритейлерами комиссии за прием платежей. С другой стороны, нынешние инвесторы помогут им пережить нынешний кризис, а затем, скорее всего, перепродадут операторам мобильной связи. В результате в России может произойти переход к европейской модели, когда сотовые операторы сами продают телефоны, причем с хорошими скидками.
Но, очевидно, что далеко не во всех секторах российской экономики кризис доверия разрешится столь безболезненно. Сильно закредитованы не только торговые сети, но и крупные российские компании. Так, богатейший россиянин, по версии журнала Forbes, Олег Дерипаска лишился канадского производителя автокомплектующих Magna, которая была куплена им в кредит за $1,5 млрд. Вернуть кредит не удалось, и Magna досталась кредитору из Франции – банку BNP Paribas.
Из-за проблем с финансированием группа ГАЗ, также входящая в империю Депипаски, сообщила, что с 6 октября на неделю прекратила выпуск "Газелей", малотоннажных коммерческих автомобилей. Конвейер по их выпуску останавливается, так как машины марки ГАЗ стали меньше продаваться из-за ухудшения ситуации с автокредитами. Кроме того, дилеры ГАЗа перестали вносить предоплату, из-за чего у автопредприятия не хватает оборотных средств на покупку комплектующих. В общем, круг замкнулся.
Из-за схожих причин производитель крупнотоннажных грузовиков КамАЗ объявил о сокращении рабочей недели с 6-ти до 4-х дней до 6 декабря.
Надо отметить, что сокращение выпуска автомобилей на фоне финансового кризиса – общемировая тенденция. О снижении выпуска машин в последние дни объявили европейские Opel, BMW, Skoda, а также американские General Motors и Daimler.
О том, сколь огромны проблемы с кредитованием, свидетельствует тот факт, что даже крупнейшие российские нефтегазовые компании – "Газпром", «ЛУКОЙЛ», "Роснефть" и ТНК-ВР – обратились с просьбой к правительству выделить им кредиты для выплат западным банкам и поддержания производства. Казалось бы, вот у кого «кошельки» должны пухнуть от нефтедолларов. Однако стоило «черному золоту» опуститься ниже $90 за баррель, и российские нефтяные магнаты стали просить помощи у государства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции