Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Отряд боевых кораблей Северного флота ВМФ России в составе тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко», и двух судов обеспечения вошел в Средиземное море, где к нему присоединился сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый» и танкер из состава Черноморского флота «Иван Бубнов». Впервые после развала СССР в Средиземном море – на перекрестке миров – сформирован отряд кораблей всех трех «западных» флотов России, в уменьшенном виде представляющий знаменитую 5-ю эскадру ВМФ СССР.
Корабли трех флотов проведут ряд учений, после чего разойдутся для выполнения своих задач – североморцы – в Венесуэлу, балтийский фрегат – к побережью Сомали, черноморский танкер, передав топливо кораблям эскадры – домой.
Чтобы понять смысл происходящего нужно знать, какую роль для русского флота на протяжении более чем двухсот последних лет нашей истории играло Средиземное море, и какие задачи выполнял флот в своих походах в этот регион, начиная со времен Спиридова – победителя турок в Чесменском сражении - и заканчивая 5-й ОПЭСК (оперативной эскадрой).
В XVIII веке, когда корабли под Андреевским флагом впервые появились в Средиземном море, их главной задачей было уничтожение турецкого флота с целью не допустить его появления на черноморском театре военных действий. Уничтожение турецкого флота в Чесменском бою и блокада Дарданелл сыграли немалую роль в войне 1768-1774 годов, поспособствовав общей победе России.
Экспедиции в Средиземное море надолго стали одной из важнейших задач флота. В XIX веке, особенно после Крымской войны, когда черноморский флот по условиям Парижского договора был сначала ликвидирован, а потом, воссозданный, был лишен права на проход через проливы, дальние походы кораблей с Балтики были единственным способом продемонстрировать флаг на данном ТВД.
Помимо психологической демонстрации, эти походы имели и практическое значение. "Тот, кто владеет морем - владеет мировой торговлей, а тот, кто владеет торговлей - владеет богатствами земли и ею самой", - эта фраза знаменитого корсара Уолтера Рэли, может быть, содержит некоторое преувеличение, но в целом она отражает реальность. Господство на море - позволяющее свободно возить товары из одной точки мира в другую и при необходимости разрушать торговое мореплавание противника - явилось важным фактором победы в обеих мировых войнах. В мирное время оно обеспечивает господствующей стране или союзу стран значительные преимущества в мировой торговле. Последние несколько столетий господство в мировом океане безраздельно принадлежит англосаксонским странам - Великобритании и сменившим их в роли "Владычицы морей" США. Россия никогда не претендовала на морское господство, но всегда стремилась поддерживать ВМФ, способный такое господство подорвать.
Именно цели подрыва военно-морского господства вероятного противника служат походы российских кораблей в Средиземное море. В XIX и начале XX века в случае войны на Средиземном море русские корабли должны были бы вести активные действия против британского судоходства, уклоняясь по возможности от боев с явно превосходящими силами противника, а в случае войны с Турцией – поддержать операцию черноморского флота по блокированию и захвату проливов.
В век ракет большой дальности, ядерного оружия и авианосцев, ВМФ СССР нес боевую службу в Средиземном море с целью связывания боем и уничтожения в случае войны развернутых на ТВД авианосцев и подводных ракетоносцев ВМС стран НАТО, которые в противном случае могли бы нанести беспрепятственный удар по территории страны.
В настоящее время напряженность этого противостояния снизилась – американские силы в Средиземном море также значительно сократились, однако данный ТВД, являясь перекрестком миров между Европой, Азией и Африкой сохраняет ключевое значение. Судя по тому, что Андреевский флаг все чаще появляется между Гибралтаром и Порт-Саидом – его значение понимают и в России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции