Рейтинг@Mail.ru
Рутина под знаком кризиса - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рутина под знаком кризиса

© РИА Новости / Владимир Родионов Канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Дмитрий Медведев
Канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Дмитрий Медведев
Читать ria.ru в
Дзен
Встреча ведущих политиков двух стран всегда является, прежде всего, делом двусторонних отношений. И если эти встречи проходят регулярно, то тогда речь идет о нормальной ситуации, и именно поэтому международные СМИ почти не удостаивают такие события своим вниманием

Др. Раймунд Кремер, главный редактор внешнеполитической газеты «WeltTrends»

К итогам германо-российского саммита в Санкт-Петербурге 2 октября 2008 г.

Встреча ведущих политиков двух стран всегда является, прежде всего, делом двусторонних отношений. И если эти встречи проходят регулярно, то тогда речь идет о нормальной ситуации, и именно поэтому международные СМИ почти не удостаивают такие события своим вниманием. Но если речь идет о двух мощных и влиятельных державах, то тогда внимание СМИ начинает заметно увеличиваться. А если такая встреча происходит в кризисный период, то тогда мир начинает следить за ее ходом и делает это очень внимательно.

2 октября в Санкт-Петербурге в рамках очередных российско-германских консультаций встретились федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel) и российский президент Дмитрий Медведев. Это была уже десятая встреча такого рода. Все знают, в чем заключаются интересы сторон, их можно было бы свести к краткой формуле «российская энергия в обмен на германские технологии». В качестве приложения – немного культурных обменов и контактов по линии «гражданских обществ» двух стран, и вот уже готов устраивающий всех формат контактов.

К этому следует добавить, что личные отношения двух политиков выглядят более чем нормальными. Если раньше открытый и прямой диалог приходил в рамках «настоящей мужской дружбы» и совместных походов в сауну, то теперь их место заняли хорошие знания русского языка и культуры, демонстрируемые госпожой федеральным канцлером. Многие критические замечания можно было бы объяснить с точки зрения сугубо внутренних германских политических реалий. Ведь Ангела Меркель находится сейчас в ситуации острой конкуренции со своим же министром иностранных дел Франком-Вальтером Штайнмайером (Frank–Walter Steinmeier), который, к тому же, станет в следующем году в качестве кандидата на пост федерального канцлера от германских социал-демократов самым серьезным политическим противником нынешнего канцлера.

Своей политикой по отношению к России (и к Китаю) Штайнмайер хотел бы четко дистанцироваться от канцлера Меркель. Частью его внешнеполитического профиля должна стать концепция «германо-российского модернизационного партнерства», озвученная им в мае этого года в рамках речи в Уральском Университете Екатеринбурга. Однако фактором, делающим нынешний саммит в Санкт-Петербурге столь интересным, и даже, можно сказать, значительным, является фактор времени. Рутинная, казалось бы, встреча высших германских и российских политиков, всегда, по своему завершению, подтверждающая заинтересованность сторон в «диалоге», состоялась в момент, когда многие политики и журналисты уже провозгласили начало «новой холодной войны».

После военных событий в Грузии по Германии прокатилась антироссийская волна. Российский медведь вернулся, де, на международную арену и пытается теперь путем опасного нео-имперского кульбита восстановить если не Советский Союз, то хотя бы царскую империю. Некоторые формулировки напомнили даже знаменитую «ружейную речь» Августа Бебеля (August Bebel), произнесенную им в 1907 году. Тогда старый социал-демократ объявил о том, что он был бы готов еще раз повесить себе винтовку на плечо, если речь идет о необходимости борьбы с русским царизмом. Хронология военных событий, геополитические и экономические интересы в этом регионе, идет ли речь при этом о ЕС или США, не играли в оценках «грузинской войны» никакой роли.

Именно в таком медийно-враждебном контексте и отправилась госпожа федеральный канцлер в Санкт-Петербург. Уже один этот факт стал четким посланием на фоне отмененного саммита России и НАТО. И если по результатам переговоров делается заявление о том, что «контакты между Москвой и Берлином не будут зависеть от политической конъюнктуры», то это следует понимать только единственным образом: мы хотим стабильных отношений, и не только экономических, и мы не позволим при этом никому, как говорят в Германии, «плевать нам в суп», в том числе это относится и к США. Напротив! Эти отношения, как написано в заявлении по итогам консультаций 2-го октября, являются – несмотря на разницу подходов к некоторым отдельным вопросам –«фактором стабильности во всем евро-атлантическом пространстве»,.

Тем самым мы подходим ко второму пункту, который делает рутинную встречу в Санкт-Петербурге весьма значительной – нынешний кризис, который глубоко потряс финансовую систему США и уже ведет в Европе к катастрофическим последствиям. Никто не может сказать, чем всё кончится, но всем столь же ясно, что, несмотря на принятый в США пакет мер по спасению банковской системы страны стоимостью в 700 миллиардов долларов, мы имеем дело с кардинальными переменами в капиталистической финансовой системе. Ясно также, что эти перемены весьма ослабят позиции единственной оставшейся сверхдержавы.

Федеральный канцлер, которая до последнего времени считалась настроенной скорее проамерикански, отреагировала довольно резко и отвергла предостережения США о необходимости финансового участия в принятых антикризисных мерах. Вспомним - сначала социал-демократический канцлер Шрёдер (Schröder) отверг предложение из Вашингтона поучаствовать в войне в Ираке, а вот теперь последовал не менее весомый отказ канцлера от демохристианской партии (CDU). Министр иностранных дел Германии Штайнмайер упомянул в своей екатеринбургской речи «возникновение новых политических центров силы», которые возникают повсюду в мире и «смещают мировые акценты». В эти дни это особенно чувствительно, а именно, мы чувствуем и видим конец краткого периода однополярности, когда США доминировали в военном, экономическом и финансовом смыслах, и когда американские пророки от науки возвещали «городу и миру» возникновение «новой империи», которая, де, придет сразу после наступившего «конца истории».

История, однако, идет дальше, в том числе и в международной политике. Многие мечты исчезли «как дым, как утренний туман», в том числе и мечты о «новом мировом порядке». Соединенные Штаты весьма ослаблены в результате финансового кризиса; Ирак стал новым Вьетнамом. Конечно, ни о каком «закате нового Рима» речи быть не может. Однако американские партнеры в рамках евро-атлантического пространства, в том числе и прежде всего Германия, показывают, что они видят мир иначе, что во многополярном мире они имеют свои собственные интересы, и что они намерены добиваться их реализации, в том числе политическими методами, например, в рамках рутинной встречи с российским президентом в Санкт-Петербурге. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала