США
Федеральное законодательство США об охране и использовании памятников истории и культуры имеет долгую историю.
Первый закон об охране памятников истории США стал Закон «О древностях» 1906 года, наделивший президента полномочием относить к категории охраняемых памятников объекты, находящиеся на земле, принадлежащей федеральной администрации.
В настоящее время федеральное законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры кодифицировано в Своде законов США – в разделе 16 «Охрана (консервация)»: гл. 1 «Национальные парки, военные парки, монументы и морские побережья»; гл.1А «Исторические места, здания, объекты и древности».
Основными нормативными актами являются: Закон от 21 августа 1935 года «Об американских исторических местах, зданиях и древностях» с поправками 1965, 1970, 1976 и 1998 гг.; Закон от 15 октября 1966 года «Об охране памятников истории, имеющих национальное значение» с поправками 1970, 1973, 1976, 1980, 1992 и 2000 гг.
В Своде законов США содержится определение, связанное с памятниками истории и культуры. Согласно закону памятники истории – это «районы, территории, здания, сооружения, объекты, внесенные в Национальный реестр». Данное определение распространяется на остатки и руины перечисленных объектов, а также на их описания. На федеральном уровне вопросы управления охраной памятников истории и культуры возложены на министра внутренних дел. Согласно Закону 1966 года «Об охране памятников истории, имеющих национальное значение» министр обязан составлять Национальный реестр, внося в него районы, территории, здания, сооружения и другие объекты, имеющие ценность с точки зрения американской истории, архитектуры, археологии, техники и культуры (п. 1А ст. 101а).
В целях охраны зданий, представляющих ценность с исторической, архитектурной или культурной точек зрения, в 1976 году Конгресс США принял Закон «О комплексном использовании общественных зданий». Он предусматривает ряд мер, которые должны проводиться в жизнь главой ведомства публичных служб. В частности, администратор публичных служб уполномочивается приобретать и использовать для федеральных служб помещения в зданиях, представляющих особую ценность; содействовать размещению в таких зданиях служб, осуществляющих свою деятельность в области культуры и образования; обеспечивать доступ широкой публики в такие места. Администратор публичных служб получает информацию о наличии зданий, которые представляют особую ценность и которые могут использоваться для федеральных учреждений, от Консультативного совета по охране памятников истории, созданного в 1966 году в соответствии с законом «Об охране памятников истории, имеющих национальное значение».
Великобритания
В Великобритании первый специальный закон о памятниках старины был принят в 1882 году. В 1877 году было образованно Общество охраны старинных зданий, ставшее первой организацией по охране и восстановлению архитектурного наследия Великобритании.
В настоящее время в Великобритании нет единого законодательного акта об охране и использовании памятников истории и культуры. В середине XX века были приняты законы, посвященные различным аспектам охраны памятников: законы о Национальном тресте 1907, 1919, 1937, 1939 и 1953 гг., законы о памятниках старины 1913 и 1931 гг., закон об исторических зданиях и памятниках старины 1953 года.
Однако основные положения, регулирующие данную сферу, содержатся еще в 14 других законодательных актах, а именно в Законе о правах местных органов управления в отношении исторических зданий 1962 года, Законе о пустующих церквах и иных культовых сооружениях 1969 года, законах о планировании городского и сельского строительства 1971, 1972 и 1974 гг., законах о национальном наследии 1980, 1983 и
1985 гг. (с последующими изменениями).
В английском законодательстве традиционно различаются древние сооружения и здания (недвижимое наследие) и антиквариат, произведения искусства (движимое наследие). В соответствии с законодательством, первые относят к археологическим, историческим и архитектурным объектам, а вторые - к музейным фондам. Охраной недвижимых памятников занимается Министерство окружающей среды, которое осуществляет свои полномочия с помощью своих местных органов, утверждает охранные зоны и списки памятников, которые имеют статус общегосударственных.
Государственный учет памятников градостроительства и архитектуры установлен Законом о планировании городского и сельского строительства 1947 года, до этого существовала регистрация памятников старины в целом. Обязательному включению в списки охраняемых подлежат:
- все сохранившие свой первоначальный вид здания, построенные до 1700года;
- большинство зданий георгианского периода британской архитектуры, приходящегося примерно на 1700 – 1840 гг.,
- более поздние строения, в первую очередь принадлежащие Викторианской эпохе 1840 – 1900 гг.
Столь интенсивное развитие законодательства об охране памятников объясняется значительной активизацией общественного мнения Великобритании, выступающего за более бережное отношение к национальному культурному наследию и, прежде всего, к памятникам истории и архитектуры.
Германия
В основном законе ФРГ (п.5 ст.74) устанавливается, что охрана немецкого культурного достояния является областью, так называемой конкурирующей законодательной компетенции, то есть ее регулирование относиться к совместному ведению Федерации и отдельных земель. В Германии действует федеральный закон по охране культурного наследия, кроме того, в каждой земле Германии приняты законы по охране наследия, которые учитывают специфические черты по охране памятников и объектов природы в каждой земле. Специфической чертой охраны культурного наследия в Германии является то, что вместе с памятниками истории и культуры охраняются и памятники природы, которые представляют собой единый комплекс. Кроме законов также действуют инструкции - "О выполнении Закона по охране памятников" (24 сентября 1976 г.), "О выполнении Закона по охране памятников с местными особенностями и включением местности в охрану памяток" (14 июля 1978 г.), "О выполнении Закона по охране памятников - характеристика памяток" (20 февраля 1980 г.). Любые работы на объектах культурного наследия обязательно согласовываются с органами охраны наследия.
Франция
Франция является первой европейской страной, в которой на государственном уровне начали решать вопросы изучения и охраны культурных ценностей. В 1830 году во Франции появилась Генеральная инспекция по охране памятников, а в 1983 году ответственность за историко-культурное наследие была передана непосредственно в ведение коммун.
Охрана памятников истории и культуры регламентируется нижеследующими правовыми актами: Законом "Об исторических памятниках" oт 31 декабря 1913 г., Законом "О реорганизации защиты природных памятников и ландшафтов художественного, исторического, научного, легендарного и живописного характера" от 2 мая 1930 г. (с последующими изменениями), Законом "О регламентации археологических раскопок" от 27 сентября 1941 г., Законом № 68-1251 "О поощрении сохранения национального художественного достояния от 31 декабря 1968 г., Законом № 87-8 "О распределении компетенции между коммунами, департаментами, регионами и государством" от 7 января 1983 г., Программным законом № 88-12 "О монументальном достоянии" от 5 января 1988 г. и рядом декретов, принятых во исполнение указанных законов.
Согласно законодательству к памятникам истории и культуры могут быть отнесены: здания, архитектурные ансамбли, движимые памятники искусства и культуры (картины, предметы прикладного искусства, коллекции книг или рукописей и т.д.) и так называемые естественные памятники (ландшафты, озера, реки, леса и т.д.). Вокруг охраняемого памятника (если это строение, ансамбль, ландшафт) может быть установлена охранная зона. На территории Франции было создано 76 охранных зон, представляющих центры исторических городов. Документация на охранную зону включает в себя карту, докладную записку и нормативный документ, где указаны ограничения, касающиеся сноса зданий и вырубки деревьев.
Для того, чтобы на здание, предмет или ландшафт распространялся режим государственной охраны, они должны быть включены в специальный список памятников, охраняемых государством. Внесение памятников в список находится в компетенции министра по делам культуры. Однако если памятник либо земля, на которой расположены здания, либо ландшафт не являются собственностью государства, то для включения их в список требуется согласие собственника (департамента, коммуны, учреждения или частного лица).
Охраняемые памятники не могут быть разрушены, перемещены, реставрированы, перестроены или достроены без специальной санкции министра по делам культуры. Сам же министр (через органы, ведающие охраной) может обязать собственника произвести реставрацию памятника.
Италия
Система законодательства Италии о памятниках истории и культуры претерпела существенные изменения в результате реформы, начатой в 1997 году Законом от 8 октября 1997 года № 352 «Положение о культурных ценностях». Этот Закон предписал правительству в течение года со дня вступления Закона в силу принять законодательный декрет, содержащий единый текст, объединяющий и согласующий все нормативные положения по вопросам культурных ценностей и ценностей окружающей среды.
Законодательный декрет № 490 «Единый текст положения законодательства по вопросам культурных ценностей и ценностей окружающей среды» был принят 29 октября 1999 года. Единый текст объединил и систематизировал разрозненные нормативные положения и упростил ряд процедур, предусмотренных законодательством.
В отдельную категорию охраняемых объектов выделены объекты недвижимости, обладающие свойствами природной красоты или геологической уникальностью, виллы, сады и парки, объекты недвижимости, составляющие характерный аспект, имеющий эстетическую и традиционную ценность.
Греция
Первый правовой акт, посвященный охране культурного наследия – «Закон о запрещении вывоза памятников искусства» был издан в Греции в 1834 году. Позже были приняты "Закон о древностях" (1932 год) и "Закон о памятниках после 1830 г." (1950 год) В июне 2002 года в Греции принят новый закон "Об охране культурного наследия".
В греческом Законе рассматриваются не только вопросы охраны культурного наследия, но и вопросы, связанные с коллекционерами и торговцами антиквариатом, детально рассматривается вопрос о том, что такое археологические раскопки и какие из них можно признать правильными, отдельно рассматривается вопрос о музеях и об их обязанностях по отношению к культурному наследию, определяется порядок ввоза и вывоза культурных ценностей за пределы страны.
Согласно греческим законам все древности, которые имеются где-либо в Греции (на государственной или частной земле, в реках, озерах и на морском дне), а также все объекты, возведенные начиная с эпохи раннего христианства и кончая падением Византии (1453 год н.э.) и являющиеся произведениями искусства, находятся в единственной и постоянной собственности и владении греческого государства.
Польша
Правовые основы охраны памятников истории и культуры регламентируются в Польше предписаниями Закона от 23 июля 2003 года «Об охране памятников и опеке над памятниками». До принятия в 2003 году нового закона, основным считался Закон «Об охране культурных ценностей» 1962 года. Новым для польского законодательства является четкое разделение понятий «охрана памятников» и «опека над памятниками», при этом охрана памятников является предметом деятельности органов публичной администрации, а опека – собственников либо владельцев памятников. Закон 2003 года содержит подробный перечень видов памятников подлежащих охране и опеке независимо от состояния их сохранности. Классификация проводится по трем группам: недвижимые памятники (культурные ландшафты; градостроительные композиции; произведения архитектуры и строительства; произведения оборонного строительства; технические объекты; парки, сады и др.), движимые памятники (произведения изобразительного искусств, художественных промыслов и бытовые предметы; исторические знаки, в том числе военное снаряжение, печати, флаги и др.) и археологические памятники (сохранившиеся территории предысторического и исторического заселения, могильники, курганы и др.). Высший надзор за охраной памятников входит в компетенцию министра культуры и воевод.
Согласно Закону 2003 года, хозяйственное использование недвижимых памятников и прилегающих территорий возможно только способом, соответствующим принципам охраны памятников и с учетом их культурной ценности.
Реестр памятников, находящихся на территории воеводства, ведется воеводским реставратором памятников. Занесение недвижимого памятника в Реестр отражается в поземельной книге недвижимости и является основанием для записи в кадастре недвижимости. Информация о внесении недвижимого памятника в Реестр публикуется в воеводском официальном издании.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников