МОСКВА, 1 окт - РИА Новости. Отраженное от газопылевых облаков инфракрасное излучение позволило астрономам увидеть первую вспышку от сверхновой звезды в созвездии Кассиопеи, взорвавшейся более 300 лет назад. Результаты анализа данных, полученных с орбитального инфракрасного телескопа "Спитцер", были опубликованы в Astrophysical Journal.
"Благодаря счастливой случайности, позволившей обнаружить инфракрасное эхо вокруг остатков сверхновой звезды Кассиопея А, телескоп "Спитцер" дал астрономам уникальную возможность изучить свойства как самой отражающей материи, так и историю и природу взрыва, который породил эхо", - говорится в статье.
Взрыв сверхновой происходит, когда в ядре массивной звезды "выгорает" ядерное горючее. Давление газа больше не может противостоять гравитации, и внутренние слои "обрушиваются" вниз, что порождает мощную ударную волну, а яркость звезды мгновенно увеличивается в миллиарды раз.
Свет от взрыва сверхновой звезды в созвездии Кассиопеи, расположенной в 11 тысячах световых лет, достиг Земли еще в 1667 году, но не был никем замечен. Однако остаток сверхновой - газовое облако, которое является одним из мощнейших источников галактического радиоизлучения - напротив, очень хорошо изучен.
Неподалеку от этой области ученые с помощью "Спитцера" заметили несколько "горячих пятен" в межзвездном газе и пыли, температура которых варьировалась в диапазоне от -173 до -123 градусов, что значительно горячее окружающей пыли.
Авторы статьи Эли Двек (Eli Dwek) из Центра НАСА имени Годдарда и Ричард Арендт (Richard Arendt) из Университета Мэриленда определили, что эти пятна - "отблески" от вспышки сверхновой. Они доказали, что только мощное рентгеновское и ультрафиолетовое излучение, сопровождавшее взрыв, могло так нагреть зерна межзвездной пыли.
"Мы увидели первую вспышку от взрыва сверхновой", - говорит Двек, слова которого приводятся в пресс-релизе НАСА.
Авторы статьи отмечают, что яркость вспышки превышала яркость Солнца в сотни миллиардов раз, но она продолжалась лишь один день.
Эхо отразилось от пылевых облаков, расположенных на 160 световых лет дальше, чем остатки сверхновой. Это и породило 320-летнюю задержку, благодаря которой астрономы смогли увидеть отражение, которое позволило им восстановить картину взрыва.