Маттиас Дорнфельдт, для РИА Новости.
Отношения в сфере энергетики между Германией и Россией имеют давнюю традицию. 55 лет назад, в сентябре 1953 года, во время бурения скважины советские геологи наткнулись в западносибирском регионе Уренгой на глубине около 1300 метров на весьма значительные залежи газа. Через некоторое время началась и регулярная добыча газа.
Несмотря на то, что незначительный экспорт советской нефти в Германию имел место уже в конце 1950-х годов, настоящие интенсивные германо-советские отношения в сфере энергетики начались как раз после заключения между Советским Союзом и одним германским энергетическим концерном первого соглашения о поставках газа, за которым в период до 1981 года последовали еще три дальнейших соглашения, фланкированных миллиардными кредитами, предоставленными банками ФРГ для строительства в СССР газопроводов.
Завершение строительства газопровода длиной в 3650 километров, который вел от месторождений Уренгоя до западноукраинского города Ужгород и далее через Словакию и Чехию в Германию и который до сих пор снабжает газом германских и европейских потребителей, было в начале 1980-х годов весьма взрывоопасным с политической точки зрения проектом. Строительство этого газопровода, ставшего последним крупным советским проектом (в области энергетики), известного также, в связи с поставкой в СССР германскими фирмами стальных труб, как «Сделка Газ-Трубы», вызвал в общественном мнении ФРГ, не в последнюю очередь в связи с произошедшим в 1979 году вторжением советских войск в Афганистан, весьма активную дискуссию по поводу якобы растущей энергетической зависимости страны от Москвы. Соединенные Штаты при правительстве Рональда Рейгана ввели эмбарго против германских фирм, участвовавших в проекте. В 1982 году в германских СМИ были опубликованы обвинения в задействовании на строительстве трасс трубопровода заключенных системы ГУЛАГ – что также вызвало громкую реакцию. Тогдашний глава компании «Маннесман» Овербек и бывший глава «Дойче Банка» Кристианс в том же году приехали по приглашению из Москвы на строительство трассы трубопровода, и встретились с рабочими. После возвращения оба менеджера отвергли обвинения относительно работавших якобы заключенных – таким же образом отреагировало и Ведомство федерального канцлера ФРГ. Вскоре после этого, официально в связи с совсем иными обстоятельствами, вашингтонская администрация отменила введенное эмбарго.
Одновременно молодежная организация правившей в ГДР партии СЕПГ, «Свободная немецкая молодежь» («FDJ»), направила почти 12 тысяч своих членов на строительство другого трубопровода, который должен был снабжать ГДР газом. В 1982 году «FDJ» провозгласила строительство трубопровода «центральным молодежным объектом». Для ГДР строительство нитки трубопровода было центральным пунктом в рамках германо-советского сотрудничества.
В рамках экономического сотрудничества Германии и Российской Федерации энергетическая тема всегда привлекает особое внимание. С одной стороны эта тема имеет огромное значение для надежного снабжения энергией Федеративной Республики Германия. С другой стороны именно энергетическое партнерство показывает, насколько далеко может развиваться стратегическое партнерство с Россией в целом, так как здесь речь идет о долгосрочном проекте, имеющем огромное значение для обеих сторон. Основными носителями германо-российского сотрудничества в энергетическом секторе являются действующие здесь компании, которым было бы весьма кстати поддерживающее сопровождение со стороны политических кругов.
Энергетические отношения Германии с Российской Федерацией являются гораздо более тесными, чем отношения такого же рода любой другой страны. Федеративная Республика Германия является самым большим клиентом России в нефтяной сфере, а также в области газа. Так, например, в 2007 году 31,8 процента всех поставок нефти в Германию, и 43,8 процента всех поставок газа были поставками из России. В ближайшем будущем необходимо будет, видимо, исходить из того, что доля российского нефтегазового импорта как в Германию, так и в целом в Европу, будет расти, и достигнет, что касается Германии, уровня в 40 процентов от всех поставок нефти. В сфере газа доля российского импорта в период до 2020 года, вероятно, возрастет до уровня 55 и даже 60 процентов. Эта тенденция будет не в последнюю очередь связана со снижением значения собственных европейских месторождений в Северном море. Кроме того, важнейшие экспортные трубопроводы проходят из Российской Федерации именно через Германию, которая как раз поэтому играет географически обусловленную ведущую роль для российских энергоносителей. Принятое в 2005 году решение о строительстве Североевропейского трубопровода «Норд Стрим» («NEGP»), проходящего по Балтийскому морю и введение которого в строй которого намечено на 2011 года, внесет значительный вклад в усиление этой германской роли.
Еще совсем недавно перспективы энергетического партнерства в качестве стрежня настоящего стратегического партнерства казались весьма реалистичными. Так, например, в научных публикациях часто указывалось на родственную структуру интересов обеих сторон, причем именно эти ссылки использовались в качестве обоснования такого энергетического партнерства. Приводились аргументы, что, с учетом условий обостряющейся конкуренции между быстро растущими и нуждающимися в больших количествах энергии индустриальными странами Азии (Индия, Китай) и Европейским союзом в рамках использования таких очевидно небесконечных энергоносителей, как газ и нефть, западные страны могли бы найти в России сравнительно надежного поставщика с достаточными запасами энергоресурсов (6 процентов мировых запасов нефти и 27,5 процентов мировых запасов газа). Россия со своей стороны имеет сильный интерес к сотрудничеству с Западом в связи с её потребностью в необходимых для разведки и добычи западных технологиях и в западных инвестиционных капиталах.
В своей речи перед германским Бундестагом в сентябре 2001 года тогдашний президент России Путин выразил даже имеющее отношение, прежде всего, к энергетическому сотрудничеству, пожелание объединения потенциалов Германии и России и вхождения России в Большую Европу. С тех пор похожие представления относительно возможной европейско-российской интеграции в рамках энергетической политики озвучивались постоянно и регулярно.
Даже несмотря на актуальную напряженность в отношениях между Западом и Россией в связи с так называемой «войной в Южной Осетии» значение Российской Федерации как важного поставщика газа и нефти в ближайшем будущем будет только расти. Оценивая многолетнюю беспроблемную историю отношений в сфере энергетики следует исходить из того, что Россия и в будущем будет оставаться надежным поставщиком энергоресурсов. Однако в самом ближайшем будущем энергетический диалог активизироваться не будет, а Россия будет соблюдать дистанцию по отношению к постоянно требуемой Евросоюзом ратификации европейской Энергетической хартии. Это, разумеется, имеет в некоторой степени тяжелые последствия для новых переговоров по заключению следующего базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС взамен Соглашения, действие которого истекло в 2007 году и имеющего для Германии и для большинства других стран-членов Евросоюза большое значение в связи, прежде всего, с отношениями в сфере энергетики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции