...Сорок минут законодатели не закрывали голосование, надеясь, что часть голосов «против» удастся обратить в голоса «за». Не удалось... В понедельник план американской Администрации по спасению финансовых рынков стоимостью 700 млрд долларов Палата представителей Конгресса провалила.
...Работа по согласованию пакета мер, спровоцировавшего немалую критику с обеих сторон, была проделана сумасшедшая. Конгрессмены, финансисты, бюрократы, политики работали все выходные, и лишь к ночи воскресенья стало вроде понятно, что основные трения сняты, законопроект готов в голосованию.
Диапазон претензий и предложений был колоссальным. Одни говорили: почему деньги американских налогоплательщиков расходуются на спасение воротил с Уолл-стрит? О’кей, они расходуются, их спасают, но тогда сам налогоплательщик должен хорошо понимать, какими преимуществами лично для него эти спасительные меры обернутся. Прежде всего, как это отразится на его ипотеке, на стомости жилищного сектора, на бюджете в целом, который должен откуда-то пополнить выпадающие средства.
Другие приводили иной аргумент: почему государство должно покупать «хлам»? Почему оно спасает тех, кто проявил недостаточно профессионализма в своей непосредственной работе и довел свои активы до такого состояния, что теперь правительство должно ими заниматься? Будто это не Америка вовсе, а какая-нибудь континентальная Европа со своими представлениями о патернализме и уравнительном капитализме.
Пойдя на значительные взаимные уступки и компромиссы, заручившись одобрением ключевых институтов и ассоциаций, конгрессмены в понедельник вышли на голосование. Что произошло потом, объяснить толком не может никто. То ли так и остались сомнения у конгрессменов в результативности предложенных мер, то ли они посчитали, что спасение может прийти с другой стороны, то ли убоялись гнева избирателей за недостаточно явные итоги спасения.
Голосование на «Холмах» может проходить не одномоментно, а как бы некоторое время находиться в «открытой позиции». Законодатели тоже люди, они могут принять решение под влиянием момента, поспешно. Так вот чтобы потом не было «мучительно больно», голосование держут открытым. В понедельник его не закрывали 40 минут. Тщетно. 228 голосов «против», 205 – «за».
Примечательно, что за пакет мер более активно голосовали демократы, чем республиканцы, что, впрочем, не помешало двум президентским кандидатам мгновенно обвинить друг друга в недостаточной работе по поддержке законопроекта.
Обстановка в политико-финансово-экономических кругах накаляется день ото дня. Всего месяц до выборов. Всего три с небольшим у нынешней Администрации. Поэтому ныне многие исходят уже из собственных представлений о том, что нужно и важно для Америки, а не из того, в чем их заверяет Буш или даже глава Минфина. Создается впечатление, что многие уже решили: наследие нынешней Администрации столь ужасно, что ему уже ничем не поможешь. И какие бы добрые дела сейчас ни делались, все равно репутацию не исправить.
Громадной проблемой оказалось еще то, что, как выяснилось, у Администрации нет запасного варианта действий на случай провала плана антикризисных мер. За последнюю неделю столько усилий было вложено в консультации и согласования, что никому и в голову не пришло иметь альтернативу. Впрочем, возможно, альтернативы вовсе не существует в природе. Потому что никто не возьмется сегодня сказать, какие долгосрочные последствия несет в себе нынешняя кризисная ситуация.
Последствия самые разные: лидерство американской экономики и судьба курса доллара, а также судьба доллара с точки зрения мировой резервной валюты. Последствия для мировых рынков, а также рынков тех стран, которое либо тесно связаны с американскими капиталами, либо имеют значительную долю ипотечных заимствований. Последствия потребительского характера - от внутреннего спроса, скажем, на самом американском рынке до мирового потребления энергоресурсов, включая, кстати, цены на сами энергоресурсы.
...На недавних, первых, теледебатах между кандидатами в президенты Обама напомнил МакКейну, что тот еще полторы недели назад сказал про прочные «основы» американской экономики, хитро намекнув, что республиканский кандидат сказал об этом даже раньше республиканского президента (Буш в своем «антикризисном» обращении подчеркнул, что «основы» экономики США по-прежнему крепки). К весне, когда будет сформирована уже новая Администрация, появятся доказательства правоты (или неправоты) Буша. Вскоре станет ясно и то, сколь крепки «основы» других экономик. Потому что сколько бы ни поносили американскую мощь, сколько бы ни надсмехались над потугами Администрации, бедами нью-йоркских финансистов и проблемами американских политиков, этот кризис заставил засуетиться всех.
И не исключено, что именно эта встряска, согласно теориям экономических циклов, приведет к обновлению всей системы, а возможно, отчасти и возникновению нового миропорядка «из хаоса». Именно через кризисы обычно отмирает старое, отжившее, и в полный рост появляется нарождающееся, присущее новой эпохе. Тогда и становится понятно, какие основы были заложены под будущее, а какие оказались просто строительным камнем, в лучшем случае, мрамором ушедших эпох.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции