Мусульманский праздник - Ураза-Байрам - Праздник разговенья (окончание мусульманского поста)
Ураза-Байрам - один из самых значимых религиозных праздников для каждого мусульманина. Он напрямую связан с идеями духовного совершенствования и добрыми поступками. Этот праздник, знаменующий завершение священного месяца Рамадан, принято отмечать добрыми делами, проявляя заботу о ближних и сострадание к нуждающимся. За четыре дня до праздника начинают тщательную уборку дома, придворных помещений, хлевов, чистят скот. После окончания уборки все члены семьи обязаны искупаться, надеть чистое белье и привести себя в порядок. Вечером хозяйки готовят традиционные блюда восточной кухни. Дети разносят их родственникам, происходит взаимный обмен угощениями. Этот обычай называется «чтобы в доме был запах пищи». Перед праздником стараются приобрести продукты и подарки, украсить и обновить свои дома. Покупаются новые занавески, покрывала для мебели, праздничная одежда. Заранее собираются и деньги для милостыни, чтобы бедные, получив эти деньги, могли бы тоже подготовиться к торжеству.
Также перед праздником необходимо простить друг другу обиды, постараться навестить своих родственников и знакомых, испросив и у них прощение. В первый день праздника совершаются общие молитвы в мечети. И тогда же имам объявляет верующим, что пост «действительно» окончен. Но перед тем каждому мусульманину предписано заплатить особую милостыню Садакат-уль-Фитр. Это заключительный этап для принятия совершенного поста Всевышним. Она обязательна для каждого мусульманина, обладающего имуществом, превышающим их основные нужды. Мусульманское предание гласит, что раздавать милостыню завещал сам Пророк, сказав: «Пост Рамадана висит между небом и землей, пока раб божий не подаст следуемой с него милостыни». Платит эту милостыню глава семьи за себя, супругу, детей и даже прислугу, если она есть. Разрешены и денежные выплаты нуждающимся. Милостыня передается бедным напрямую или через исламские благотворительные организации. После уплаты милостыни и совместной молитвы следуют взаимные поздравления и пожелания счастливого торжества. В полдень начинается основная обильная трапеза.
Праздничный стол в Ураза-Байрам в основном состоит из сладких блюд, фруктов, всевозможных варений. В этот день принято есть вкусно и много. Тогда, согласно поверью, домашний стол будет богат и в следующем году. После полудня мусульмане посещают кладбища, чтобы помянуть умерших близких, затем идут в гости к своим родственникам. В эти дни родственникам по возможности нужно держаться вместе, еще более сплотиться. В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры показывают красочные представления. Идет оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели. Люди дарят друг другу подарки, обмениваются блюдами с ближайшими соседями. Часто гулянья происходят у воды. По традиции мусульмане собираются, чтобы зарезать возле воды откормленных к зиме гусей. В праздник каждому полагается чем-то помочь нуждающемуся, поэтому во время убоя домашних животных их хозяева нередко щедро раздают куски мяса. И все это время звучит музыка, люди смеются, поют и танцуют до глубокой ночи.
Иудейский праздник - Рош ха-Шана (начало еврейского Нового года)
Рош ха-Шана - день Нового Года и начало Судных дней. Праздник отмечается в честь сотворения мира и приходится на первый день месяца тишрей. Согласно традиции, в начале нового года Всевышний вершит суд над людьми, размышляет о бренности человеческой жизни: кому - жить, а кому - умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Бога. Поэтому в первые десять дней месяца тишрей, которые называются Днями Трепета, все верующие совершают покаяние за содеянные грехи. Во время утреннего собрания в синагоге в эти дни трубят в шофар (бараний рог). Звук шофара призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши». Согласно заповеди Торы, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара, причем непосредственно, а не эхо или звук, транслируемый с помощью электроники.
Звуки шофара должны пробудить раскаяние в сердцах собравшихся, которые читают молитвы покаяния и совершают обряд ташлих (евр. «бросать») - «стряхивания» с одежд совершенных прегрешений в память о словах, сказанных о Всевышнем пророком Михеем: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши». В день Нового года в синагоге на всех собравшихся светлые нарядные одежды. В эти дни принято просить у ближних прощение за нанесенные обиды и желать друг другу быть записанными Всевышним в Книгу жизни в наступающем году. Все блюда вечерней трапезы в Рош ха-Шана символизируют изобилие, которое ожидают в наступающем году. На стол подается рыба - символ плодородия; голова барана (или рыбы) - знак первенства, успеха и процветания; овощи и фрукты - в надежде на обильный урожай; круглая сладкая хала с изюмом - чтобы год принес здоровье и достаток; жирное мясо и различные деликатесы. В начале трапезы все съедают по куску халы, а затем кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед - чтобы год был «сладким» и счастливым. Во время праздника не едят ничего кислого или горького.
1941 - в ходе Великой Отечественной войны началась Московская битва, завершилась победой 20 апреля 1942 года
В начале сентября 1941 года немецко-фашистское командование приступило к подготовке операции по захвату Москвы. Замысел операции предусматривал мощными ударами крупных группировок окружить основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга с целью ее захвата. Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун». Для осуществления этого плана немецкому командованию удалось на направлениях главных ударов создать внушительное превосходство в людской силе и технике, подавляющим было и господство в воздухе. Генеральное наступление немецких войск группы «Центр» началось 30 сентября 1941 года ударом 2-й танковой группы по левому крылу Брянского фронта. 2 октября перешли в наступление основные группировки немецких войск в районе Смоленска. Гитлеровцам удалось прорвать оборону и к 7 октября окружить четыре советские армии западнее Вязьмы и две - южнее Брянска. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт.
Но планам фашистов не суждено было сбыться. Окруженные советские армии в течение двух недель в упорных боях сковывали около 20 немецких дивизий. В это время спешно укреплялась Можайская линия обороны, срочно подтягивались резервные войска. С Ленинградского фронта был отозван Георгий Жуков, который 10 октября вступил в командование Западным фронтом. Несмотря на большие потери, гитлеровцы продолжали рваться к Москве. Они захватили Калинин, Можайск, Малоярославец. Бои шли уже в 80-100 километрах от столицы. В середине октября началась эвакуация из Москвы правительственных учреждений, дипломатического корпуса, промышленных предприятий, населения. Спешка при проведении эвакуации породила неразбериху и панику. По Москве поползли слухи о планируемой сдаче города немцам. Это вынудило Государственный комитет обороны ввести в Москве с 20 октября осадное положение. В первых числах ноября наступление немцев было остановлено почти на всех участках. Противнику не удалось овладеть Москвой и тем самым победоносно закончить войну на востоке. Но гитлеровцы не оставили намерений захватить советскую столицу.
В спешном порядке подтягивались резервы, проводилась перегруппировка войск для нанесения решающего удара. Советское командование также воспользовалось передышкой в боях для подтягивания к Западному фронту сформированных в Сибири и на Урале дивизий. В середине ноября 1941 года немецкие войска вновь перешли в наступление, но встретили упорное и мужественное сопротивление советских воинов. Особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Ивана Панфилова, отразившая в первый день наступления несколько танковых атак врага. Легендарным стал подвиг группы бойцов этой дивизии, которую возглавил политрук Василий Клочков. Более 30 немецких танков пытались прорваться вдоль Волоколамского шоссе. Четыре часа длился бой, враг потерял 18 танков, множество солдат, но так и не смог сломить оборону.
Всю страну облетели слова Клочкова, сказанные своим солдатам: «Велика Россия, а отступать некуда: позади - Москва!». Упорные бои шли у стен Тулы, в районе Наро-Фоминска и Клина, под Дмитровом и Каширой. Наступление немецких войск стало ослабевать. Создались благоприятные условия для перехода Красной Армии в контрнаступление. Советские войска перешли в наступление 5 декабря 1941 года, разгромили ударные группировки группы армий «Центр» и сняли угрозу, нависшую над Москвой. На полях Подмосковья было нанесено первое крупное поражение немецко-фашистской армии во второй мировой войне, развеян миф о ее непобедимости. В битве под Москвой гитлеровцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники. Красная Армия вырвала у врага стратегическую инициативу и создала условия для перехода в общее наступление.
1908 - родился Давид Федорович Ойстрах (1908-1974), скрипач, народный артист СССР
Давид Ойстрах родился в 30 сентября 1908 года в Одессе в семье купца второй гильдии. С пяти лет обучался игре на скрипке и альте у Петра Столярского, сначала частным образом, а с 1923 года - в Одесском музыкально-драматическом институте (консерватории), который окончил в 1926 году. Еще будучи студентом, Ойстрах выступал с Одесским симфоническим оркестром как солист и как дирижер. В 1927 году исполнил в Киеве Концерт для скрипки с оркестром Александра Глазунова под управлением автора. В 1928 году состоялся дебют Ойстраха в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), год спустя он впервые выступил в Москве и вскоре переехал туда на постоянное место жительства. В 1935 году скрипач победил на первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Два года спустя Ойстрах выиграл Конкурс имени Эжена Изаи в Брюсселе, к нему пришла мировая известность. В годы войны музыкант активно участвовал в военно-шефской работе, выступал как солист на мобилизационных пунктах, в госпиталях, в блокадном Ленинграде, перед моряками Северного флота. С 1943 года играл в ансамбле с пианистом Львом Обориным и виолончелистом Святославом Кнушевицким.
Этот ансамбль просуществовал до кончины Кнушевицкого в 1963 году. После окончания войны Ойстрах начал активную концертную деятельность. В 1945 году большой интерес публики вызвало его исполнение в Москве двойного концерта Баха совместно с Иегуди Менухиным (первым зарубежным исполнителем, приехавшим в СССР после войны). В 1946-1947 годах Ойстрах организовал цикл «Развитие скрипичного концерта», в котором исполнил концерты Сибелиуса, Элгара, Уолтона и написанный специально для него концерт Хачатуряна. Ойстраху же посвящен Первый концерт для скрипки с оркестром Шостаковича, исполненный на его первых гастролях в Нью-Йорке в 1955 году.
C 1934 года Ойстрах преподавал в Московской консерватории (с 1939 года - профессор), среди его учеников были его сын Игорь Ойстрах, победитель Первого конкурса имени Чайковского Валерий Климов, Семен Снитковский, Олег Каган и другие выдающиеся скрипачи. Ойстрах был бессменным председателем жюри в номинации «скрипка» на первых пяти (с 1958 по 1974 годы) конкурсах имени П.И.Чайковского. Ойстрах - один из наиболее выдающихся представителей отечественной скрипичной школы. Его исполнение отличало виртуозное владение инструментом, техническое мастерство, яркое и теплое звучание инструмента. Неоднократно Ойстрах выступал в качестве дирижера. В его репертуар входили классические и романтические сочинения (исполнение Ойстрахом скрипичных сонат Бетховена совместно со Львом Обориным до сих пор считается одной из лучших интерпретаций этого цикла), но он также с большим энтузиазмом играл и произведения современных авторов, например, редко исполняемый Скрипичный концерт Хиндемита. Ойстраху посвящен ряд сочинений Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Вайнберга. Давид Федорович Ойстрах умер от сердечного приступа 24 октября 1974 года в Амстердаме через несколько часов после очередного концерта. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.