В этом году церемония награждения лучших из лучших мастеров отечественного ТВ бронзовыми Орфеями прошла не так, как всегда. То есть, не так публично, как обычно. То было не шоу для массовой аудитории. То был ужин заинтересованных лиц с раздачей «сладких пряников» в присутствии ограниченного контингента журналистов и в отсутствие важных «игроков» на этой медиа-площадке – работ, осуществленных силами ВГТРК, НТВ и ТНТ. Проигнорировало церемонию и телевизионные функционеры практически в полном составе. Не был замечен на ней и Константин Эрнст, руководитель Первого канала, триумфатора церемонии, забравшего 23 статуэтки из 46. Чтобы все это значило?
Национальная премия Телевизионной Академии «ТЭФИ» вручалась в малом зале Кремлевского Дворца и походила на корпоративную вечеринку с тостами, выпиванием и закусыванием. Кое-что там снималось, но, видимо, в порядке «домашнего видео».
Накануне президент Владимир Познер объяснил, что у Премии проблемы с телеканалами. В том смысле, что никто из вещателей не захотел ее транслировать по причине ожидавшегося низкого рейтинга этого шоу.
Действительно, судя по опыту прошлых лет, широкая публика не слишком активно интересуется наградными амбициями мастеров ТВ.
Справедливости ради надо заметить, что она во всем мире не слишком этим интересуется. Но, все-таки, для западных телекомпаний это еще не повод отказывать честолюбивым телевизионщикам в трансляциях их профессиональных ярмарок тщеславия. Только что телекомпания «Фокс» показала телезрителям очередную церемонию «Эмми» - и опять с рекордно низким рейтингом. В свою очередь это обстоятельство не помешало телеканалу СТС, отказавшемуся показать «ТЭФИ», воспроизвести запись «Эмми».
Телетрансляции возвышают одних и обостряют комплексы у других. Тогда, как стол, уставленный бутылками и закусками уравнивает награжденных с остальным человечеством. Совместное чревоугодие примиряет удовлетворенные амбиции и несбывшиеся на них надежды.
Впрочем, бог с ними – как с амбициями, так и с надеждами.
Если бы у телеакадемии были бы проблемы только с выходом на широкую аудиторию… А то ведь ее саму настиг нешуточный кризис. Годом раньше ее покинули НТВ и ТНТ. В этом сезоне ее бойкотировал медиа-холдинг ВГТРК со своими тремя каналами – «Россия», «Культура» и «Спорт». И как бы ни уверял президент Академии «прекрасную маркизу» и все ТВ-сообщество, что кризис позади и все хорошо, осадок после торжества остался. Да и предчувствие его было нехорошим.
***
Масса претензий к Академии у самих академиков.
Недаром едва ли не после каждой очередной церемонии на поверхность выплескивается изрядное недовольство результатами голосования. И всякий раз можно услышать ехидный вопрос в духе Жванецкого: может надо что-то в Академии поправить?
Нельзя сказать, что в ней никто ничего все эти годы не поправлял. Руководство то категорически расширяло число ее членов, то резко сокращало число голосующих. Оно несколько раз изменяло схему определения победителя. То решали голосовать тайно и в урну, то – открыто и в прямой эфир. И при этом никак не могли они выйти из густой тени подозрения в сговоре, в коррумпированности дружескими отношениями, в давлении номенклатурных академиков на академиков рядовых, в корпоративном патриотизме и т.д.
Нынче опять опускали бюллетени в урну. Демократия вроде бы восторжествовала. И пусть неудачники плачут, кляня свою судьбу, но о реальной силе чемпионов снова судить объективно трудно. Что же это за чемпионат страны по телевидению, если в нем не участвует несколько сильных игроков?
Ощущение ущербности «ТЭФИ-2008», как бы кто ни радовался, осталось. Как оно осталось и до сих пор сидит в памяти после Московской Олимпиады-80.
Сегодня кажется естественным вопрос: может надо что-то поправить не только и не столько в Академии, но и в самом телевидении?
***
То обстоятельство, что уже который год подряд можно наблюдать более или менее здоровую и реальную конкуренцию в развлекательном разделе вещания («Ледниковый период» против «Танцев на льду», «Две звезды» против «СТС зажигает суперзвезду» и т.д.) само по себе не очень здорово.
Разумеется, в самом престижном разделе телерепертуара – в сериальном кино победила абсолютно заслуженно «Ликвидация» Сергея Урсуляка. Но заметим, что выиграла она в пяти номинациях фактически на бесконкурентной основе. Рядом никого не было, если не считать ловко скроенный приключенческий сериал «Диверсант. Конец войны».
Справедливость, наконец, восторжествовала в отношении Марианны Максимовской, унесшей с собой сразу трех Орфеев. Но ведь и она оказалась вне конкуренции. Конечно, она должна была бы выиграть и в том случае, если бы Первый, второй, третий и четвертый каналы предъявили бы свои программы. Но, надо признать, что нынешний успех РЕН-ТВ на информационно-аналитическом поприще резко оттеняет бедственное положение этого раздела вещания. Слишком мало сегодня на ТВ информационщиков и экспертов, чьей профессией являются новости и аналитика. Слишком много тех, чьей профессией стала пропаганда.
Показательно и то, что такая достаточно посредственная программа, как «Закрытый показ» удостоилась сразу двух статуэток: в номинациях «Ток-шоу» и «Ведущий ток-шоу». Это триумф на полном безрыбье. Притом, что ведущий Александр Гордон, получивший своего «Орфея» за тот выпуск, героем которого стал безнадежно-мрачный фильм «Груз 200», стоял на пьедестале не один. Вровень с ним стали Михаил Швыдкой и Елена Перова со своей лучезарной программой «Жизнь прекрасна». Они тоже признаны лучшими ведущими ток-шоу. Это, наверное, самый большой парадокс последней «ТЭФИ».
После этого надо ли удивляться, что самая глубокая телевизионная программа минувшего сезона «Сквозное действие» Анатолия Смелянского, представленная в двух номинациях, не победила ни в одной. Что лучший репортер нашего ТВ Андрей Лошак вообще не был замечен телеакадемиками. Как не была замечена команда спортивных комментаторов с НТВ+.
Наконец, обратим внимание на то, как интенсивно размножаются номинации именно в развлекательном сегменте эфира. Здесь и «Музыкально-развлекательная программа», и «Развлекательная программа: образ жизни», и «Развлекательная программа: юмор», и «Развлекательная программа: игра», и, понятное дело, «Ведущий развлекательной» программы.
Крен нашего ТВ в сторону беспробудной релаксации слишком стал очевидным. Тогда, как главное назначение этой коммуникации в демократическом государстве в том, чтобы быть инструментом диалога между обществом и властью, между различными слоями общества, между его поколениями, политическими партиями, различными субкультурами. Наше ТВ от него уклоняется все больше и все дальше.
Это один из самых горьких уроков минувшего сезона.
А что касается, самой ТЭФИ, то она, конечно, кривое зеркало. Но не более кривое, чем само телевидение.
И, похоже, не более оно криво, чем наша действительность.
***
По мере того, как суд телеакадемиков утрачивает статус «Гамбургского счета», сию функцию невольно взял на себя неформальный клуб телеобозревателей.
Вот его вердикт по трем номинациям, вынесенный неделей раньше:
«Событие года» - «Ликвидация»
«Персона года» - «дежурный по стране» Михаил Жванецкий.
«Лучшая программа» - «Сквозное действие», «Одноэтажная Америка», «Закрытый показ» («Груз 200»).
«Аантисобытие года» - «Гибель империи. Урок Византии» с пояснением: «За безбожную пропаганду» и предвыборные теледебаты, квалифицированные, как «Событие, которого не было».
Боюсь, что то же самое надо сказать и о церемонии «ТЭФИ 2008». Кто, как ни телевизионщики должны знать: то чего нет в телевизоре, того и нет в природе.