МОСКВА, 25 сен - РИА Новости. Европейский суд по правам человека удовлетворил два иска чеченцев, обвиняющих Россию в исчезновении и гибели своих родственников в 1999 и 2002 годах, и взыскал с российских властей 140 тысяч евро компенсации, говорится в постановлении, опубликованном на официальном интернет-сайте Суда.Решения по искам были приняты еще 4 сентября, однако Суд огласил их лишь в четверг.
Потерпевшие неоднократно обращались в судебные инстанции в России, однако не были удовлетворены действиями российского правосудия и подали иски в Страсбургский суд.
Родители Аднана Ахмадова обвиняют российские власти в причастности к исчезновению их сына 29 сентября 2002 года. Они утверждают, что Аднана задержали российские военнослужащие, когда проводили операцию по безопасности в Урус-Мартане. Эти данные подтверждаются свидетельскими показаниями. Кроме того, по их словам, правоохранительные органы не провели соответствующего расследования обстоятельств исчезновения их сына. Российские власти, в свою очередь, настаивают, что похитители были неизвестными вооруженными людьми.
Руслан Меджидов обвинял российские власти в гибели его родителей, брата и двоих сестер при обстреле российской артиллерией поселка Знаменское, где они проживали, 5 октября 1999 года. Российские власти утверждают, что родственники Меджидова погибли при вооруженном нападении неизвестных.
Палата Суда рассмотрела обстоятельства дел и единогласно признала, что Россия нарушила ряд статей Конвенции о защите прав человека и основных свобод: статью 2 (право на жизнь), статья 3 (запрещение пыток, бесчеловечного и унижающего обращения), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты), а также статью статья 38 (российские власти не предоставили документы по требованию Суда).
Согласно постановлению Суда, Россия должна выплатить истцам три тысячи евро в качестве возмещения материального ущерба, 135 тысяч евро за моральный ущерб и 5,8 тысячи евро на покрытие судебных издержек.
Решение палаты Суда вступит в силу, если стороны в течение трех месяцев не обратятся с просьбой передать дело в Большую палату Суда, которая, в свою очередь, может отклонить обращение.