Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Продолжающиеся захваты кораблей у побережья Сомали постепенно становятся все более серьезной угрозой стабильности в этом и без того беспокойном регионе. В условиях, когда международное сотрудничество по борьбе с пиратством в этом регионе наладить так и не удалось, страны, граждане которых чаще всего страдают от пиратских нападений, переходят к самостоятельным действиям по защите своих граждан и своего судоходства от «джентльменов удачи».
Самостоятельно защищать своих граждан в случае угрозы их жизни со стороны пиратов намерена и Россия – соответствующее заявление сделал главком ВМФ адмирал Высоцкий. Такое право России, как и любой другой стране, дает принятая Совбезом ООН в начале июня 2008 года резолюция, разрешающая применять оружие для уничтожения пиратов у побережья Сомали. Реализация данного права Россией будет означать возврат нашей страны к давним традициям противодействия пиратскому промыслу, заложенным еще декларацией о вооруженном нейтралитете, принятой в 1780 году, в условиях, когда Великобритания пыталась блокировать торговлю европейских стран со своими восставшими североамериканскими колониями. Декларация подтверждала право свободного мореплавания для судов нейтральных стран и право нейтралов защищать свое судоходство. С этой целью российские боевые корабли начали патрулирование на торговых путях Атлантики, срывая попытки британских боевых кораблей и каперов атаковать торговые караваны.
В настоящее время ситуация изменилась – угроза мореплаванию таится уже не в желаниях какой-либо могущественной державы изолировать свои мятежные заморские территории, а в действиях разрозненных криминальных группировок, захватывающих корабли, их команды и груз с целью наживы. От этого угроза не становится меньше – район Красного моря и северо-западная часть Индийского океана является стратегически важной точкой, где сходится множество мировых торговых путей, устремляющихся через Красное море в «бутылочное горло» Суэца, и в обратном направлении – расходящихся по различным маршрутам в океан.
Вооруженная борьба с пиратами предусматривает наличие в регионе соответствующих сил – корабельного соединения, способного защитить торговые пути от атак новоявленных флибустьеров. Учитывая протяженность сомалийского побережья, патрулирующее в районе соединение должно насчитывать 5-6 боевых единиц. Исходя из нынешнего состояния ВМФ России, наиболее вероятными кандидатами на включение в состав эскадры являются эсминцы, большие противолодочные корабли и сторожевики, находящиеся в составе Северного, Балтийского и Черноморского флотов.
При этом, учитывая близость ЧФ к потенциальному району патрулирования, на этот флот ляжет основная нагрузка. Весьма полезными могут оказаться большие десантные корабли (БДК), несущие на борту морскую пехоту, оснащенные скорострельными артустановками и вертолетами. Они могут бороться с пиратами не только в море, но и обеспечивать при необходимости, действия против их баз на побережье. При наличии на борту БДК спецподразделений, обученных действиям по освобождению заложников, эти корабли будут очень эффективным средством борьбы с пиратством.
Очень большую пользу могло бы принести наличие в составе российского флота универсальных десантных кораблей, подобных кораблям типа «Тарава» ВМС США или британскому «Оушену», но, к сожалению, ВМФ России пока не обладает такими кораблями, а их строительство явно не является приоритетной задачей.
Вспоминая же относительно недавнее советское прошлое, можно только сожалеть о потере отечественным флотом базы в Йемене, позволявшей надежно контролировать Баб-эль-Мандебский пролив и прилегающие воды. При наличии такой базы, борьбу с пиратством можно было бы возложить на относительно многочисленные и дешевые в эксплуатации корабли III-IV ранга, которые требуют близко расположенной базы, и береговую авиацию, как это делается, например, при охране морских границ России.
Однако, ни легких авианосцев, ни баз в регионе у России нет, и борьбу с пиратством придется возложить на неавианесущие корабли 1-2 ранга, БДК и их палубные вертолеты, а также надеяться на профилактические меры в виде установления защищенных маршрутов подальше от побережья, регулярного патрулирования зон наиболее высокой активности пиратов, и, конечно – на международное сотрудничество. В одиночку с пиратской угрозой сейчас не справятся и ВМС США.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции