Валентин Рахманов, корреспондент РИА Новости.
Вячеслав Никонов, президент фонда «Единство во имя России», высказал предположение, что после «пятидневной войны» на Кавказе может поменяться геополитическая конфигурация. «Когда президент Дмитрий Медведев говорил о том, что для России 8 августа – то же самое, что для США 11 сентября, это была не просто фигура речи», - добавил он. В пользу такого взгляда на происходящее свидетельствует и то, что после событий в Южной Осетии стал более интенсивным дипломатический обмен между ключевыми игроками региона.
Накануне, в рамках сессии Ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась двусторонняя встреча министров иностранных дел Азербайджана и Турции, а также представителей стран организации ГУАМ, куда входят Украина, Грузия, Азербайджан и Молдавия. Сразу после военной фазы конфликта в Южной Осетии был надломлен и многолетний лед в отношениях между Турцией и Арменией. Президент Армении Серж Саргсян пригласил своего турецкого коллегу на футбольный матч между командами двух стран в Ереване, у визита была не только спортивная, но и политическая часть. Вскоре после этого премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган предложил создать на Кавказе Платформу стабильности и безопасности, которая должна опираться на принципы ОБСЕ и предусматривает участие Армении, Грузии, Азербайджана, России, США, а так же самой Турции. Состоялись другие важные дипломатические встречи.
Одним из событий, дающих право говорить о новой геополитической реальности на Кавказе, явилось как раз предложение о создании Платформы стабильности. Вячеслав Никонов назвал его перспективным. Он считает, что «очень скоро возрастет роль региональных держав Кавказа в решении вопросов, связанных с Кавказом. Если раньше они принимались в Вашингтоне, Брюсселе и Москве, то теперь многие вещи будут решаться в Баку, Ереване и Анкаре»,- сказал он. Говоря об уменьшении роли США на Кавказе, возвращении традиционных игроков, таких как Турция и Иран, а также возрастании роли региональных лидеров, Никонов провел параллель с ситуацией 19 века. По словам политолога, новая конфигурация не выгодна только США и Грузии. «Остальные игроки, напротив, заинтересованы в изменении существующего положения вещей», - отметил он. Никонов не исключил, что после «тектонических сдвигов» на Кавказе могут последовать аналогичные изменения и в других регионах, в частности, по его мнению, может «состояться институционализация» государств каспийского бассейна, сейчас они разъединены, поэтому велика роль США. Трудно спорить с тем, что будет расти влияние России, Ирана и Турции на Кавказе, но будут ли усиливаться позиции стран самого Кавказа?
В последнее время их значимость существенно возросла. За исключением Грузии они стараются держаться равноудаленно от России и США, извлекая выгоды из лавирования. Ярким примером усиления позиций государств Кавказа служит Азербайджан. Как заявил директор Центра стратегических исследований при президенте Азербайджанской Республики Эльхан Нуриев, в последнее время в стране были проведены кардинальные реформы, улучшившие почти все экономические показатели страны.
Существенно сократилась бедность, в 2007 году от ВВП на душу населения приходилось 2692 доллара. По показателю экономического роста Азербайджан занимает одно из первых мест в СНГ. В основу внешней политики этой страны положен прагматизм. Но ее население составляет всего 8 с небольшим миллионов человек. В Грузии проживает около 5 миллионов, в Армении - чуть больше 3. Объем экономик этих стран, конечно, несравним с крупными мировыми державами, равно как и политический потенциал. Но кавказские республики будут много выигрывать на конкуренции более крупных соседних стран и США в регионе. При этом, как заметил вице-президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашев, «ситуация в мире сегодня такова, что небольшие национальные республики в принципе не могут сохранять полный суверенитет». По его мнению у них не остается иного выбора как только следовать в фарватере глобальных держав и блоков. Так что, по большому счету, вопросы Кавказа по-прежнему будут решаться в Вашингтоне и Москве. Скорее всего к этому клубу присоединятся Анкара и Иран.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции