Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
С 25 сентября въезд в пределы московского Третьего транспортного кольца грузовикам ниже экологического класса «Евро-2» заказан. Эта мера призвана положить начало оздоровлению окружающей среды в задыхающейся от автомобильных выхлопов российской столице – ведь ежегодно транспорт выбрасывает в её атмосферу более миллиона тонн вредных веществ. Однако многие эксперты сомневаются в том, что России удастся в запланированные сроки перейти на более высококачественное моторное топливо «Евро-3» – отечественная промышленность пока не готова выпускать его в необходимых количествах.
Напомню, что с начала нынешнего года в России запрещено производить и ввозить автомобили с двигателями ниже «Евро-3», а в феврале был принят технический регламент по автомобильному, авиационному и иному топливу – для тех, кто не знает, это своего рода свод обязательных требований, который теперь законодательно утверждается вместо прежних ГОСТов. В данном документе определены допустимые объёмы «посторонних» веществ в производимом горючем и установлены сроки перевода отечественного автопарка на более высокие классы бензина в стандарте «Евро».
Так вот, до конца 2008-го мы должны перейти на «Евро-2», со следующего года – на «Евро-3», а через четыре – на «Евро-4». Конечно, в этом отношении от остального мира мы безбожно отстали: например, страны Евросоюза «освоили» второй класс ещё в 1995 году, четвёртый – в 2005-м, а в предстоящем году замахнутся уже и на пятый. Тем не менее, тот факт, что Россия, наконец, всерьёз озаботилась проблемами экологии, не может не радовать. Из года в год «вклад» автотранспорта в общее загрязнение воздуха растёт: сегодня в среднем по стране он составляет 43%, ну а в Москве – вдвое больше. И ещё одна тревожная цифра – 70% российского населения ныне живёт в экологически неблагополучных районах.
Но есть и другая причина, заставляющая нас подтягиваться к европейским стандартам. Сегодня почти две трети отечественного парка составляют автомобили, которые не соответствуют никаким международным нормам. И если отечественный автопром не станет оснащать свою продукцию более «чистыми» двигателями, то ему никак не выдержать конкуренции с иностранными автопроизводителями, которые уже прочно обосновались на российской земле.
Тем не менее, не всё так просто и безоблачно. Начать хотя бы с того, что предписанные законом технологические усовершенствования неизбежно ведут к удорожанию автомобилей, как новых моделей, так и «классики». По некоторым данным, в зависимости от марки машины цена увеличивается от 5 до 20 тыс. рублей.
Другая проблема, и, наверное, более серьёзная – в самом бензине «Евро-3», на который российские автомобилисты должны были перейти с 1 января 2009 года. В настоящее время, по информации председателя комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарёва, 35% производимого в России горючего не отвечает требованием не только третьего, но даже и второго класса. Нормам «Евро-3» сейчас соответствует менее десятой части выпускаемого нашими нефтеперерабатывающими заводами бензина.
По мнению экспертов, отечественные НПЗ просто не в состоянии к началу следующего года перейти на выпуск бензина, а тем более дизельного топлива по новому техническому регламенту. Многие из этих предприятий морально устарели, и на подобную перестройку им понадобятся и время, и немалые инвестиции, которые сейчас, в условиях финансовой нестабильности, в России днём с огнём не сыщешь. К тому же, по прогнозам консалтинговой компании Ernst&Young, уже концу 2010 года российский автопарк увеличится до 42 млн машин и потребность в горючем возрастёт чуть ли не в разы.
Правда, в соответствии с техрегламентом в течение трех лет со дня его вступления в силу дозволяется выпускать наиболее популярные среди российских автовладельцев бензины АИ-76, 80 и 92, соответствующие «Евро-2», а в течение пяти – его продавать. Однако и это послабление ситуации не меняет: дефицит отечественного экологически чистого бензина неизбежен.
Так что остаётся уповать на более дорогое импортное топливо, что, естественно, существенно опустошит кошельки автолюбителей. Либо перенести срок перехода на «Евро-3» на год-другой – именно это предлагает Минэнерго, которое в начале сентября отправило такое предложение в правительство.
Что же касается Москвы, то она ещё восемь лет назад ввела ограничения на въезд в дневное время в пределы сначала Садового, а позже – и Третьего транспортного кольца автомашин грузоподъёмностью свыше тонны. Теперь вводится ещё одно, экологическое, которое закроет путь сначала в центр, а затем и в другие районы города, грузовикам стандарта «Евро-0» - именно они составляют подавляющее большинство столичного автопарка. Правда, московское правительство намеревается значительно обновить его, закупив более чем на 460 млн рублей новые машины. Но вот что делать со старыми, которых в городе, по некоторым оценкам, свыше 450 тыс?
Правда, для бывалых московских шофёров любые запреты не проблема. Ведь пропуск несложно и купить – надо только знать верные пути-дорожки в заветные кабинеты. К тому же каждый понимает, что на худой случай его может заменить и сторублевый билет Банка России с изображением Большого театра, который, как известно, тоже находится в самом центре столицы. По нему редко какой контролёр не пропустит страждущего водителя к «сердцу Белокаменной»...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции