Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Развитие рыночной инфраструктуры, а именно возникновение бирж всех видов на всех континентах, связанных между собой электронными системами торгов, открыло перед глобальными инвесторами невероятные возможности. В первую очередь, сделало реальностью торговлю круглые сутки по всему миру огромным количеством валют, финансовых инструментов и товаров в режиме реального времени. Но, с другой стороны, нынешняя глобальная экономика стала намного более уязвима для финансовых кризисов. Сбои в работе рынков в одной части света, скажем, в Северной Америке моментально передаются Европу и Азию, и наоборот.
Но, с чего же начинаются финансовые кризисы в той или иной точке света. Практика последних десятилетий показывает, что в основном из-за того, что покупатели тех или иных активов переоценивают как свои финансовые возможности, так и реальную ценность объекта для вложений. В результате то на одном, то на другом рынке – валютном, фондовом, товарном – надувается ценовой «пузырь», который потом с треском лопается.
Причем, происходит это на фоне лавинообразного роста на рынке финансовой аналитики, т.е. советов, куда – вкладывать, а куда – не надо.
Наиболее ярким примером последнего времени стал «пузырь» на рынке американской ипотеки. В 2000-е годы американцы благодаря растущим доходам стали покупать все больше жилья, причем, как это у них принято, в кредит. Соответственно резко выросла и стоимость жилья, и самих ипотечных кредитов, т.е. процентов по ним. Граждан и банкиров неоднократно предупреждали, что на рынке жилья вызревает «пузырь» и предлагали умерить аппетиты. Но на разогретых рынках подобных советов не слушают. В итоге летом 2007-го года разразился кризис ипотечного кредитования в США, который постепенно перекинулся на весь банковский сектор, как в Америке, так и в Европе, а сейчас и в России.
Причем, некоторые финансовые «гуру», как в нашей стране, так и за рубежом объявили, что в сложившейся ситуации Россия с ее сырьевой экономикой представляет одну из самых безопасных «тихих гаваней» для инвесторов. Действительно благодаря растущим ценам на нефть, газ, металлы, удобрения российская экономика и прибыли компаний соответствующих секторов продолжали расти. Уже не один год они, а также ведущие российские банки, брали огромные кредиты за рубежом на развитие бизнеса. Год назад благодаря, царившим тогда настроениям российский бизнес и банковский сектор смогли взять новые кредиты на Западе.
Неплохо чувствовал себя и российский фондовый рынок, основную ценность на котором представляют акции все тех же сырьевых компаний. Еще в мае этого года отечественный рынок акций установил свои абсолютные исторические максимумы (по индексу РТС – почти 2500 пунктов).
Но кредитный кризис на Западе продолжал углубляться. Ряд крупнейших банков обанкротился. Выжившие же больше не готовы раздавать дешевые кредиты глобальным игрокам на фондовых биржах. Обвал мировых фондовых рынков в сентябре привел к тому, что и российские индексы рухнули до уровней 2-3-летней давности.
Получить новые кредиты на Западе в этом году крупнейшим российским компаниям и банкам будет крайне трудно, а до конца года им надо рефинансировать долги на сумму около $45 млрд. Именно по этой причине российским ЦБ и Минфину приходится сейчас «закачивать» в отечественную банковскую систему триллионы рублей.
Остается только добавить, что «мыльный пузырь» в этом году умудрились надуть даже на нефтяном рынке, посчитав его, разумеется, еще одной «тихой гаванью». Из-за спекулянтов мировые цены на нефть в июле приблизились к немыслимому прежде рубежу – $150 за баррель. Сейчас же они «сдулись» примерно до $100 за баррель. (Последние данные 120,92$ за баррель). Это тоже неплохая цена, но на надеждах нефтегазодобытчиков, что цена на нефть в следующем году дойдет до $250 за баррель, а газа до $1000 за тысячу кубометров можно с уверенностью поставить крест.
Для некоторого успокоения следует подчеркнуть, мировая экономика, т.е. реальный сектор пока продолжает расти, в том числе в США и в Европе, пускай и минимальными темпами. В России же ВВП за первые восемь месяцев 2008 года вырос, вообще, на 7,7%.
Тем не менее, перманентное функционирование современных бирж по сценарию «мыльный пузырь» вызывает много вопросов относительно эффективности нынешней мировой рыночной инфраструктуры.
С точки зрения рыночных фундаменталистов, рынок – некая идеальная система, всегда двигающаяся в направлении равновесной, читай, справедливой, цены, обеспечивающей баланс между спросом и предложением. Однако практика показывает, что так бывает далеко не всегда. На рынках работают живые люди, которым свойственно заблуждаться, порой в массовом порядке. Игроки на рынках принимают решения исходя из своих ожиданий, а человеку свойственно быть чересчур оптимистичным. По этой причине, рынки часто двигаются не к ценовому равновесию, а в совершенно противоположном от него направлении.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции