Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

20 сентября

© Иллюстрация РИА Новости . The GuayasThe Guayas
The Guayas
1778 - родился Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, мореплаватель, адмирал
1908 - умер Пабло Сарасате, испанский скрипач и композитор
1900 - родился Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский, биолог, генетик, один из основоположников популяционной и радиационной генетики

1778 - родился Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, мореплаватель, адмирал

Фаддей Беллинсгаузен родился на острове Эзель (ныне - остров Сааремаа, Эстония) 20 сентября 1778 года в семье остзейских дворян. Воспитывался в морском кадетском корпусе в Кронштадте, участвовал в первом кругосветном плавании русских судов в 1803-1806 годов на фрегате «Надежда» под командой Ивана Крузенштерна. В этом путешествии Беллинсгаузеном были составлены и выполнены графически почти все карты, вошедшие в «Атлас к путешествию вокруг света капитана И.Ф.Крузенштерна». В 1810-1819 годах командовал корветом и фрегатом на Балтийском и Черном морях, где также проводил картографические и астрономические исследования. При подготовке новой кругосветной экспедиции Крузенштерн рекомендовал в качестве ее руководителя ставшего уже капитаном 2-го ранга Беллинсгаузена.

В начале 1819 года Беллинсгаузен  был назначен «начальником экспедиции для поисков шестого континента», организованной с одобрения Александра I. В июне 1819 года шлюпы «Восток» под командованием Фаддея Беллинсгаузена и «Мирный» под командованием морского лейтенанта Михаила Лазарева покинули Кронштадт. В ноябре экспедиция прибыла в Рио-де-Жанейро. Оттуда Беллинсгаузен направился на юг. Обогнув юго-западный берег острова Новой Георгии, открытого Куком (около 56 градусов южной широты), он осмотрел южные Сандвичевы острова. 28 января 1820 года корабли Беллинсгаузена и Лазарева в районе Берега Принцессы Марты подошли к неизвестному «льдинному материку». Этим днем датируется открытие Антарктиды. Еще трижды в это лето экспедиция исследовала прибрежный шельф открытого шестого континента, несколько раз пересекая Южный полярный круг. В феврале 1820 года корабли приблизились к Берегу Принцессы Астрид, но из-за снежной непогоды не смогли его хорошо рассмотреть. В марте 1820 года, когда плавание у берегов материка из-за скопления льдов стало невозможным, оба корабля разными путями направились к Австралии и встретились в порту Джексон (ныне - Сидней).

Из него отправились в Тихий океан, где в архипелаге Туамоту открыли 29 островов. В сентябре 1820 года Беллинсгаузен вернулся в Джексон. откуда вновь направился для исследования Антарктиды в части Западного полушария. В январе 1823 года им был открыт остров Петра I и берег, названный Берегом Александра I. Далее экспедиция достигла группы Южных Шетландских островов, где была открыта и исследована новая группа островов, названная в честь крупных сражений Отечественной войны 1812 года, а также именами видных морских деятелей России. В конце июля 1821 года экспедиция вернулась в Кронштадт, проделав за два года путь в 50 тысяч миль и проведя обширные гидрографические и климатические исследования. С собой она привезла ценные ботанические, зоологические и этнографические коллекции.

После экспедиции Беллинсгаузену было присвоено звание контр-адмирала. Два года он командовал флотским экипажем, три года занимал штабные должности, в 1826 году возглавил флотилию в Средиземном море. Участвуя в турецкой кампании 1828-1829 годов, был среди осаждавших и бравших с моря крепость Варну. Затем командовал дивизией Балтийского флота. В 1839 году был назначен военным губернатором Кронштадта, главным командиром Кронштадтского порта уже в звании адмирала. Умер Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен 25 января 1852 года в Кронштадте. Именем Беллинсгаузена названы море и остров в Тихом океане, мыс на острове Сахалин, остров в Атлантическом океане, шельфовый ледник Антарктиды, а также открытая 22 февраля 1968 года первая советская полярная научная станция в группе Южных Шетландских островов на юго-западной оконечности Антарктиды.

1908 - умер Пабло Сарасате, испанский скрипач и композитор

Пабло Сарасате родился 10 марта 1844 года Он родился 10 марта 1844 в Памплоне (Испания). Его первым учителем был отец - военный капельмейстер и скрипач. С семи лет Сарасате выступал публично. В девять лет он играл перед испанской королевой Изабеллой, которая после концерта подарила ему скрипку работы Страдивари и оплатила учебу в Парижской консерватории. В Париже Сарасате учился у знаменитого скрипача и педагога Алара (1815-1888), автора множества скрипичных произведений и школы игры на скрипке. За один год освоив консерваторский курс скрипичной игры, Сарасате еще год занимался композицией. Окончил Парижскую консерваторию по классу скрипки. Сарасате совершал триумфальные гастрольные поездки по многим странам мира; несколько раз выступал и в России (впервые в 1878 году и последний раз в 1908 году). Сарасате считался одним из лучших скрипачей-виртуозов своего времени. Брух посвятил ему 2-й скрипичный концерт и «Шотландскую фантазию», Лало - «Испанскую симфонию», Венявский - 2-й скрипичный концерт, Сен-Санс - «Интродукцию и рондо каприччиозо» и 3-й скрипичный концерт. Как композитор Сарасате известен своими эффектными виртуозными скрипичными пьесами («Цыганские напевы», «Испанские танцы», «Интродукция и тарантелла», «Фантазия на темы оперы «Кармен»), входящими в репертуар многих прославленных скрипачей. Умер Пабло Сарасате 20 сентября 1908 года в Биарицце (Испания).

1960 - умерла Ида Львовна Рубинштейн, танцовщица, драматическая актриса

Ида Рубинштейн родилась 3 октября 1883 года. Дочь богатого зернопромышленника Льва Рубинштейна. Родители Иды умерли рано, ее воспитывала тетка, мадам Горовиц, известная петербургская дама. Богатая наследница была хорошо образована и превосходно говорила на четырех европейских языках. Она с детских лет мечтала о сцене. Увлекалась художественной декламацией, училась драматическому искусству у Мейерхольда и Комиссаржевской. Ее звал в свой театр Станиславский, но она находила его систему устаревшей. В 1907 году Ида стала брать уроки хореографии у блестящего и модного хореографа Михаила Фокина. Фокин, как и многие другие, был заворожен внешностью Иды. «Тонкая, высокая, красивая, она представляла интересный материал, из которого я надеялся слепить особенный сценический образ» - писал Фокин. Он сочинил для нее несколько балетов, в том числе знаменитый «Танец семи покрывал».

В Париже в это время проходили знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Парижане сполна могли насладиться прославленной русской симфонической и оперной музыкой, русской живописью, художественными ремеслами. В начале «сезонов» не был представлен только русский балет. И Дягилев приглашает Иду Рубинштейн. Успех превзошел все ожидания. Парижане увидели Иду Рубинштейн  в образе Саломеи, Клеопатры и Забеиды (неверной жены хана в балете «Шехерезада»). Художник Валентин Серов описал свои впечатления после того, как увидел ее в балете «Клеопатра»: «На затемненную сцену рабы вынесли закрытый паланкин. Музыка постепенно стихла. И вдруг над сценой стало вырастать что-то похожее на мумию. Это была царица Египта Клеопатра. Рабы, словно шмели, кружились вокруг Клеопатры, медленно, моток за мотком, освобождая ее тело от покровов. Упал последний, и вот она - обнаженная как Ева, величаво идет к ложу любви. Это что-то небывалое, это уже не фальшивый сладенький Восток банальных опер, нет - это сам Египет и Ассирия, чудом воскрешенные этой женщиной». Художник, вдохновленный обликом танцовщицы, увидевший в ней что-то напоминающее фрески древнеегипетских пирамид, создал ее знаменитый портрет. Плоское, угловатое тело, переданное предельно упрощенно, кажется бесплотным. Благодаря гротеску и стилизации яснее проступила суть натуры.

Портрет Иды Рубинштейн наделал много шума. Серова упрекали в модернизме и стилизации, но и самой танцовщице был присущ этот стиль. В конце 1910 года Ида Рубинштейн уходит от Дягилева и создает свою собственную труппу, с которой выступает вплоть до начала первой мировой войны. Но критика оценивала ее балетные спектакли неоднозначно, хотя она привлекла к работе выдающихся композиторов и художников - Бенуа, Стравинского и Равеля, который специально для нее создал свое «Болеро». В 1935 году Ида покинула сцену. Когда фашисты пришли в Париж, она перебралась в Лондон и, не жалея сил и денег, работала в лазарете, выхаживая раненых. После окончания войны она возвратилась в Париж, но там ей показалось холодно (без театра, без поклонников, без любви), и она перебралась в солнечную Италию, где купила виллу недалеко от Венеции. Здесь она провела последние десять лет своей жизни. Умерла актриса 20 сентября 1960 года. Но навечно остался знаменитый портрет Иды Рубинштейн кисти Валентина Серова.

1900 - родился Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский, биолог, генетик, один из основоположников популяционной и радиационной генетики

Николай Тимофеев-Ресовский родился 20 сентября 1900 года в Москве на Остоженке, в дворянской семье. Его юность совпала с революцией и гражданской войной. С 1917 по 1925 год учился в Московском университете у генетиков Четверикова и Кольцова. Сдавать государственные экзамены по окончании университета Тимофеев-Ресовский не стал и формально высшего образования не получил. С 1921 года участвовал вместе с Кольцовым в создании Института экспериментальной биологии, вел индивидуальные научные исследования в области популяционной генетики, которая стала главной в его профессиональной деятельности. В 1925 году, когда совместному германо-советскому научно-исследовательскому институту в городе Бух под Берлином понадобился знающий биолог, Кольцов рекомендовал на эту работу своего ученика. С 1925 по 1945 год Тимофеев-Ресовский вместе с женой Еленой, тоже биологом, работал в Германии.

Здесь он открыл и обосновал фундаментальные положения современной генетики.  Сначала его группа занималась изучением шмелей, затем мушек-дрозофил. Николай Владимирович знал о проводившихся в конце 1930-х годов экспериментах с расщеплением атомного ядра. Поэтому он первым понял необходимость заняться радиационной генетикой - исследованиями мутаций (скачкообразных изменений наследственности), вызываемых облучением. Работая в Германии, Тимофеев-Ресовский создал научный семинар, в работе которого приняли участие не только биологи-генетики, но и самые крупные физики-теоретики того времени: Дельбрюк, Гейзенберг, Дирак, Бернал, Вайскопф, Гамов и многие другие. С 1933 года Тимофеев-Ресовский работал в условиях гитлеровской диктатуры. В России в то время начались репрессии против генетиков. Лаборатория его учителя Четверикова была разгромлена, а самого Четверикова выслали в Свердловск. Другой учитель Тимофеева-Ресовского - Кольцов - в конце 1930-х годов был лишен возможности работать. Он сумел передать Николаю Владимировичу письмо, в котором предостерег его от возвращения на родину.

К тому же выезд из Германии был уже закрыт, и Тимофеев-Ресовский продолжил работать в институте в Бухе, сохраняя советский паспорт. Несколько раз ему предлагали принять германское гражданство, но он отказывался и продолжал работать. Сын Николая Владимировича во время второй мировой войны вел подпольную антифашистскую работу, был арестован гестапо и казнен. В мае 1945 года в Берлин вошли советские войска, ученого арестовали как пособника фашистов и отправили в лагерь. В 1947 году его вытащил из лагеря заместитель наркома внутренних дел (НКВД) генерал Завенягин, который узнал от специалистов о ценности такого ученого, как Тимофеев-Ресовский. Его отправили на Южный Урал в закрытую лабораторию. В эти годы генетика в СССР была полностью разгромлена, а само слово «ген» звучало как ругательство. Но работ Тимофеева-Ресовского в лаборатории за колючей проволокой это никак не касалось. Там он свободно занимался генетикой, которая в стране была официально отвергнута и запрещена.

На Западе помнили его довоенные работы и продолжали на них ссылаться. Когда лабораторию закрыли, Тимофееву-Ресовскому дали возможность создать собственную научную группу и перевели в Институт биологии Уральского филиала Академии наук СССР, где он с 1955 по 1963 год руководил лабораторией биофизики с летним стационаром в Ильменском заповеднике. В 1956 году ученому разрешили вернуться в Москву. Несмотря на изоляцию на «объекте», ученый был в курсе всех новых проблем генетики и молекулярной биологии, а многие авторы этих открытий были его старыми знакомыми и друзьями. Тимофеева-Ресовского полностью не реабилитировали, и долгие годы он жил с клеймом «пособника фашистов», которым никогда не был. Докторскую диссертацию он защитил в Свердловске только в 1963 году, а диплом доктора наук получил в 1964 году после реабилитации генетики в СССР.

В 1966 году был избран членом президиума Всесоюзного общества генетиков имени Вавилова, позднее - членом академии «Леопольдина» в ГДР, Академии искусств и наук США, получил множество почетных наград за научный вклад в генетику в США, Чехословакии. С 1964 по 1969 год Тимофеев-Ресовский работал в Институте медицинской радиологии в Обнинске, был консультантом Института медико-биологических проблем, куда его пригласил академик Газенко - основатель и многолетний руководитель космической медицины в России. За годы работы на Урале и в Обнинске научные интересы Николая Владимировича стали смещаться в сторону глобальных общебиологических проблем: биосфера и человечество, радиоактивное заражение биосферы, принципы теоретической биологии. Ученый разработал стройную концепцию иерархических уровней биосферы и живой природы. Его труды стали классикой российской науки. Умер Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский  28 марта 1981 года в Обнинске. Его судьба описана в книге Гранина «Зубр», ему посвящены три фильма режиссера аканян: «Рядом с Зубром», «Охота на Зубра», «Герои и предатели».

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала