Юрий Зайцев, эксперт Института космических исследований РАН, - для РИА Новости.
После 2010 г. Америка, скорее всего, лишится собственных возможностей по доставке астронавтов на Международную космическую станцию (МКС). В течение нескольких лет монополией полетов к ней станут владеть российские корабли "Союз". США будет крайне сложно обойтись в этот период без сотрудничества с Россией. Еще на сенатских слушаниях в среду 17 сентября в Вашингтоне заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Уильям Бернс сообщил, что США в настоящее время зависят от России для осуществления полетов на МКС, и поэтому администрация Джорджа Буша поддерживает внесенную в американский конгресс поправку, выводящую российские космические корабли "Союз" из-под действия существующих санкций.
Во вторник, 23 сентября, американский конгресс должен рассмотреть уже поддержанную президентом Дж.Бушем поправку, разрешающую Национальному агентству по аэронавтике и космическим исследованиям США (NASA) покупать российские космические корабли "Союз" и связанные с их запуском услуги.
Напомним, что покупка российских космических технологий была запрещена принятым Конгрессом в 2000 г. специальным законом о противодействии разработкам ядерных технологий в Иране. В этом законе указывалось, что запрет будет действовать до тех пор, пока Россия сотрудничает с Ираном в области ядерных технологий.
После катастрофы шаттла Columbia единственным средством доставки экипажей и грузов на МКС остались российские "Союзы" и "Прогрессы", и Роскосмос прямо заявил, что NASA следует поучаствовать в финансировании их полетов.
В свою очередь американское космическое агентство было готово взять на себя доставку одного российского космонавта на станцию, если Россия будет включать в состав экипажей "Союзов" одного американского астронавта, что обеспечит гибкость ротации. Но из-за неопределенности со сроками возобновления полетов шаттлов выстроить такой план было затруднительно. Да и надежность шаттлов вызывала все большие сомнения.
В итоге в сентябре-ноябре 2005 г. Конгресс США внес поправки в закон о нераспространении ядерных технологий в части, касающейся закупки российских космических кораблей, а президент Дж.Буш утвердил их. То есть действие закона было приостановлено, но сам он не был отменен. Согласно поправкам NASA разрешалось приобретать у России услуги для МКС в период до 1 января 2012 г.
В декабре 2005 г. было подписано соглашение на сумму 43,8 млн долл. о возвращении в апреле 2006 г. с МКС командира от США 12-й экспедиции (МКС-12), запуске и возвращении его соотечественника бортинженера МКС-13, отправке на станцию американских грузов на российских "Прогрессах" и "Союзах" в начале 2006г., а также резервирование для американского члена экипажа МКС-13 места на спасательном корабле "Союз" на случай аварийной посадки.
В октябре 2006 г. NASA и Роскосмос заключили еще одно соглашение на сумму около 160 млн долл. о доставке на МКС и возвращении на Землю астронавтов экипажей МКС-14, МКС-16 и МКС-18 на трех кораблях "Союз" в период 2006-2008 гг. Соглашение также оговаривало доставку на станцию в 2007-2008 гг. американских грузов общей массой, эквивалентной полезной нагрузке двух кораблей "Прогресс".
И, наконец, в апреле прошлого года NASA подписало с Роскосмосом контракт на сумму 719 млн долл., предусматривающей ротацию членов экипажей американского сегмента (АС) МКС, использование российского корабля-спасателя и доставку на станцию грузов в период 2009-2011 гг.
Контракт стал крупнейшим за всю историю сотрудничества двух стран. До этого самым большим в финансовом плане было российско-американское соглашение о проведении в течение четырех лет семи длительных экспедиций астронавтов NASA на станцию "Мир" и девяти стыковок с ней шаттлов. Этот контракт потянул в общей сложности на 473 млн долл.
По условиям контракта 2007 г. Россия должна доставить на станцию и вернуть на Землю в общей сложности 15 членов АС МКС: шестерых в 2009 г., шестерых в 2010 г. и трех в 2011 г. Российские корабли также доставят на станцию и удалят с нее почти 6 т американских грузов. Кроме того, NASA приобрело возможность доставки на МКС груза массой 1,4 т на российском Стыковочно-грузовом модуле (СГМ). Его запуск на шаттле намечен на 2010 г. Американское космическое агентство также зарезервировало одно дополнительное место в постоянном экипаже станции на срок около шести месяцев в 2009 г. Оно будет предоставлено зарубежным партнерам NASA по проекту.
Все члены экипажа АС МКС в 2009-2011 гг. и дополнительный член экипажа в 2009 г. будут прибывать на станцию, как и сейчас, на российских "Союзах". Полностью американские экипажи на этих кораблях формировать не планируется. Командирами кораблей будут только российские космонавты.
В январе 2004 г. Дж.Буш объявил программу Constellation, предусматривающую создание нового пилотируемого космического комплекса CEV - Crew Exporation Vehicle (в 2006 г. он получает наименование Orion), предназначенного для полетов к МКС, на Луну и к Марсу. Одновременно было заявлено, что после 2010 г. система космических челноков Space Shuttle будет выведена из эксплуатации. В промежуток между выводом из эксплуатации шаттлов и запуском "Орионов" NASA собиралось использовать российские корабли "Союз".
Однако ситуация в Южной Осетии привела к ухудшению отношений между Россией и США. Американские политики стали высказывать сомнения, подчеркнем совершенно необоснованные, что договоренность с Россией о дополнительной покупке мест на "Союзах" останется в силе. Впервые о подобной угрозе заявил сенатор от штата Флорида Бил Нельсон 14 августа. Затем к нему присоединились несколько влиятельных чиновников, которые опасаются, что после 2010 г., когда шаттлы прекратят свои полеты, у американских астронавтов не останется доступа к МКС. И эта проблема будет сохранять актуальность, как минимум, до 2015 г. Вместе с тем, получение нового "разрешительного" документа в сложившейся ситуации, по их мнению, маловероятно.
В связи с этим предлагалось максимально ускорить работы над новой американской РН Ares-1 и пилотируемым кораблем Orion, а также принять меры по продлению сроков эксплуатации шаттлов до появления этих космических систем.
Что касается корабля Orion, то пока его преследуют трудности, как технического, так и финансового характера, и первый тестовый полет, который был запланирован на 2013 г., уже перенесен на 2014 г.
Продление ресурса безнадежно устаревших шаттлов, а это дополнительно 4 млрд долл., администратор NASA Майкл Гриффин назвал "джихадом". Отсюда - "первая и самая очевидная возможность развития событий, - считает он, - что не будет никаких американских астронавтов и космонавтов наших международных партнеров на космической станции после 31 декабря 2011 г. Будут только русские".
Обеспокоенность американцев имеет более чем призрачные причины: Россия всегда отличалась безукоснительным выполнением взятых на себя обязательств. Она их никогда не нарушала даже в годы холодной войны. Но и "возить" американцев в космос даром она не будет. Причем проблема должна быть решена не позднее начала 2009 г.: цикл изготовления российских кораблей порядка 2-х лет.
В России пока не верят, что американцы могут бросить многомиллиардный проект, а заодно и подвести своих европейских, канадских и японских партнеров. Более того, Майкл Гриффин прямо заявляет о возможности продления срока работы МКС за ранее установленный "календарный" срок 2015 г. "Мы привержены строительству и использованию станции на протяжении значительной части следующего десятилетия". И добавил, что МКС занимает основное место на ближайшие годы в космической политике США и что медико-биологические исследования на ней прямо способствуют подготовке будущих работ на Луне и экспедиций на Марс.
Словом, сегодняшняя ситуация со средствами доставки людей и грузов на МКС отнюдь не безвыходная и развязки, несомненно, будут найдены. Хотя бы потому, что в наличии обоюдный интерес.
В крайнем случае, Россия вместе с ЕКА, наверное, смогут эксплуатировать МКС и без США. Помимо российских средств поддержания функционирования станции доставка на нее грузов с Земли обеспечивала бы и европейская система ATV-ARV (Automated Transfer Vehicle - Advanced Return Vehicle). Россия и ЕКА совместно ведут работы и по перспективной пилотируемой транспортной системе, которая должна быть создана к 2015 г.
Уже сейчас, по заявлению руководителя полета российского сегмента станции Владимира Соловьева, системы МКС способны обеспечить жизнедеятельность экипажа из 6 человек, а в перспективе, с появлением новых российских модулей, довести его до 10 человек.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции