Рейтинг@Mail.ru
Знает кошка… - РИА Новости, 19.09.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Знает кошка…

Читать ria.ru в
Дзен
Очередное открытие Америки состоялось на Первом канале в режиме «Закрытого показа». Телеведущий Александр Гордон представил документальный фильм известного итальянского журналиста Джульетто Кьеза «9/11. Расследование с нуля» с последующим его обсуждением. Акция была приурочена к седьмой годовщине атаки террористов на Нью-Йорк.

Блог автора

Очередное открытие Америки состоялось на Первом канале в режиме «Закрытого показа». Телеведущий Александр Гордон представил документальный фильм известного итальянского журналиста Джульетто Кьеза «9/11. Расследование с нуля» с последующим его обсуждением. Акция была приурочена к седьмой годовщине атаки террористов на Нью-Йорк.

По данным Гэллапа, ток-шоу Гордона заняло на прошлой неделе вторую строчку в топ-десятке телепрограмм с рейтингом 8,9% и с долей 24,9%. Это очень высокие проценты, весомость которых можно будет оценить в полной мере, если принять во внимание, с какими проектами в  вечерний прайм пятницы соперничали шоу и фильм.

В эфире главного конкурента телеканала «Россия» шли паранормальное шоу Ури Геллера «Феномен» и суперпремьера «Юрмала 2008». НТВ показывал два крутых боевика «Антиснайпер» и  «В смертельной опасности». Так что можно констатировать непреложный факт: политика в тот день нокаутировала релакс, что приятно в принципе, но не очень здорово и даже очень нездорово в данном конкретном случае.

…Ведущий перед началом фильма как бы оправдывался: «Поверьте нам, что мы искренне скорбим по утраченным жизням. Мы уверены, что не можем оскорбить память тех, кого нет».

Я насторожился: что сие значит? Отчего этот благородный идальго нашего ТВ Гордон Кихот выглядит смущенным, словно собирается сделать что-то не очень приличное и достойное своего печального образа? Ведь вроде вспомнить, напомнить зрителям о трагедии – дело святое, чистое… 

Уже после фильма и по ходу его обсуждения я понял, зачем эта прокладка.

Но сначала, все-таки, о самом фильме.

Кинематографическое «Расследование с нуля», строго говоря, таковым не является. И не только потому, что за семь лет уже наговорены, написаны, нагромождены тонны предположений, гипотез, соображений, аналогичных тем, что изложены в этом киноповествовании. Но еще и потому, что господин Кьеза и его соавторы в основном оперируют данными, полученными в результате официального расследования. Собственная доказательная база крайне шаткая и состоит, главным образом, из субъективных допущений и фантастических предположений.

Конек авторов: критика некоторых выводов правительственного доклада. В чем-то убедительная, а в чем-то сомнительная.

Сомнительна, к примеру, их уверенность в том, что не могли башни рухнуть от ударов самолетов по ним. Что не могли они сложиться и упасть за 8-10 секунд, если бы кто-то предварительно не заминировал и не взорвал их. При этом сами документалисты не потрудились смоделировать подобный взрыв на компьютере, чтобы представить, как было на самом деле.
Кьеза и его друзья «не потрудились», а российские эксперты, присутствовавшие в студии, потрудились и пришли к выводу, что именно так все и должно было случиться, как это произошло 11-го сентября. Об этом они и доложили, на что ни Кьеза, ни его соавтор Тьерри Мейсан, не нашли, что возразить. 

Потом, что же это за документалистика, в которой на правах авторитетных экспертов большую часть времени вещают артисты. Больше других, выступал человек в лимонном пиджаке с богатой мимикой и с щедрой жестикуляцией.

Титр отрекомендовал персонажа: Дорио Фо, лауреат Нобелевской премии. Можно было бы подумать, что мы имеем дело с авторитетным ученым в сфере металловедения, или баллистики, или в какой-либо еще технологической области, если не знать, что этот человек – артист, режиссер и писатель, удостоившийся высокой литературной награды «за то, что он, наследуя средневековых шутов, порицает власть и авторитет и защищает достоинство угнетенных».

«Порицать власть» - благое дело, в принципе. «Наследовать средневековых шутов» - тоже не самое худшее занятие. Но в «расследовании», тем более с нуля, ни то, ни другое ни к селу, ни к городу. Мало было Кьеза одного комедианта, так он к своему «следственному мероприятию» подключил еще одного актера (не запомнил его имени), который также горячо обличал правительственный доклад.  

По ходу просмотра картины довольно быстро понимаешь, что «9/11» все что угодно – политический детектив, приключенческая беллетристика, шутовская акция, пропагандистская публицистика, но, увы,  не документальное кино. Это профанация благородного кинематографического жанра. Увы, не первая. Самый выразительный в этом отношении пример – предвыборная агитка Майкла Мура «Фарренгейт 9/11». И уж точно не последняя.

Пропагандистскую цель начинания Кьеза выдает не только его содержание, но и стилистика. Авторы по несколько раз повторяют одну и ту же мысль, вкладывая ее в уста разных персонажей. И чтобы по самую шляпку вбить ее в мозг зрителя, дублируют титром.

И в таком духе нам вдалбливается одна мысль за другой: дома были взорваны, самолета, врезавшегося в здание Пентагона не было (а если бы и был, то его не подпустили бы близко к военному ведомству), террористы находились под контролем спецслужб…  И вообще: а был ли чернобородый мальчик с белым тюрбаном на голове, то бишь Бен Ладен?  

Разумеется, в официальной версии много белых пятен, но это не значит, что их можно заполнять произвольными фантазиями и геополитическими пунктиками телевизионных ведущих Алексея Пушкова, Виталия Третьякова и Михаила Леонтьева.  

Да, вроде бы, в фильме создатели его удержались от прямых обвинений в адрес мировой закулисы, всевластия транснациональных компаний и правительства США. Но его общая направленность так прозрачна, что когда дело дошло до обсуждения, то все и почти хором заговорили об одном и том же. А именно: о том, что в этой трагедии повинны мировая закулиса, всевластие транснациональных компаний и правительство США. Гордон же возложил ответственность за все скверное, что происходит в мире, на американский империализм, с которым он начал бороться 15 лет назад, еще проживая в городе Нью-Йорке.

В момент, когда американофобия в эфире приобрела сладострастный характер, до меня дошла острота цинизма пропагандистской акции в рамках «Закрытого показа».

Собравшихся гостей, за некоторыми исключениями, мало интересовала истина; они только притворялись, что хотели бы до нее докопаться. Иные вовсе не притворялись. Они занимались с Америкой ненавистью. Есть такая старинная российская забава. (Как, наверное, есть такой аттракцион и в Штатах). Надо было видеть удовлетворение на суровом, но счастливом лице Джульетто Кьеза, когда особенно резко кто-то напускался на его личного врага и врага всего прогрессивного человечества.
Оно и понятно: американофобия – это дело его жизни. Кто сомневается, пусть полистает его недавнюю книгу  «Война империй. Восток – Запад».

Мне лично припомнились его выступления в нашем эфире со взглядами, схожими с теми, что проповедовали и проповедуют Зюганов, Проханов и Лимонов.

Странно было бы, если бы он сделал фильм о теракте под другим углом зрения. Странно было бы, если бы господа Пушков, Третьяков, Леонтьев, Джемаль как-нибудь иначе истолковали этот «продукт».

Ничто так не разрушительно для документального кино, как заданность. О ней говорил тележурналист Первого канала Владимир Сухой – единственный из присутствовавших, кто  был свидетелем обрушения башен-близнецов. И именно она, «заданность», предопределила документальную фальшь «расследования» и возможность политических манипуляций массовым сознанием на его основе.

***

В конце ток-шоу телеведущий опять как бы оправдывался и даже как будто бы извинялся за то, что его и его гостей могут неправильно понять.

Стало быть, знает кошка…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала