В Госдуме на рассмотрении находится пакет правительственных законопроектов, которые предлагают создать условия для развития малого и среднего бизнеса, снятия административных барьеров и давления на бизнес. Всего в пакет входят четыре законопроекта, однако один из них о замене обязательной сертификации товаров декларированием соответствия уже принят палатой в первом чтении и готовится ко второму. Оставшиеся три законопроекта, рассматриваемые в первом чтении, ограничивают периодичность плановых проверок бизнеса, сокращают количество оснований для внепланового контроля, уменьшают права милиции при проведении проверок предпринимателей, а также заменяют в 6 отраслях лицензирование на обязательное страхование гражданской ответственности. Председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров в интервью РИА Новости разъяснил ситуацию. Беседовал Филипп Щипков.
- Почему именно эти законопроекты подаются как законы, кардинально меняющие ситуацию в малом и среднем бизнесе в России?
- Это революционные законы. Впервые государство открыто признало, что оно оказывает избыточное давление на малый бизнес с точки зрения проверок, и другого воздействия. Это первый очень значительный шаг, я бы сказал, огромный шаг по снятию административного давления на малый и средний бизнес, и в целом на весь бизнес в России. Забота о малом и среднем бизнесе особенно важна, потому что они наиболее уязвимы с точки зрения государственного давления.
Процесс проверки - это удар по бизнесу
Принимаемые в пакете поправки перекрывают так называемые "сферы давления". Государственный и муниципальный контроль уменьшается во много раз. Например, плановые проверки будут проводиться теперь раз в три года, а не раз в 2 года, как сейчас.
Также уменьшается время этого контроля. Определяется процедура работы с предприятиями при проверках, в том числе процесс изымания документации, устанавливается период, на который она может изыматься для проверки. Нужно, чтобы даже изъятие документации или опечатывание складов не повредило предприятию, чтобы не было возможности шантажировать бизнес проверками. Проверки конечно необходимы, но нужно, чтобы сама проверка не превращалась в то самое "окошмаривание" бизнеса, о котором говорил президент Медведев.
Сейчас сам факт проверки - существенный удар по бизнесу. Нужно, чтобы проверка проходила мягко, чтобы основания для проверок были сокращены. Не должно быть возможности для использования проверок для вымогания взятки или решения проверяющим своих личных вопросов.
Повысить качество услуг и снять давление государства
Один из законопроектов, который заменяет в 6 отраслях лицензирование обязательным страхованием ответственности, преследует одновременно две цели - снижение бюрократического давление и повышение качества услуг бизнеса.
Опыт показывает, что лицензирование - это не эффективно. В реальности часто получается так, что предприниматель получает лицензию, если имеет хорошие отношения с чиновником. Лицензия становится формальной вещью.
Потребители могут писать сотни жалоб, но если у меня чиновник родственник, знакомый или берет взятки, никакие жалобы не повлияют на лицензию – она останется. А страхование оказывает прямое воздействие на бизнес. Оно не только снижает давление на предпринимателей, но еще и повышает качество предоставляемых ими услуг.
При страховании фирма отвечает своими деньгами за качество своих услуг. Этот механизм хорошо отработан на законе о туристической деятельности, где лицензирование также было заменено страхованием. В итоге ответственность турфирм возросла многократно - мы убрали с рынка половину организаций, которые не могли обеспечить надлежащую ответственность за свои услуги.
Замена лицензирования страхованием заставит огромное количество предпринимателей пересмотреть свое отношение к потребителям, оно станет более серьезным. Бизнес понимает, что если будет что-то не так, то это тут же ударит по его карману.
- Почему именно эти шесть отраслей выбраны для замена лицензии на страховку, в том числе, например, почтовая связь или перевозка, погрузка-разгрузка опасных грузов на речном транспорте?
Отмена лицензирования - не новинка
В законопроекте пока 6 видов деятельности, но у нас во втором чтении будет возможность расширить этот перечень. Этот процесс Правительство ведет довольно давно – мы снимаем лицензирование не первый раз. Отмена лицензирования в разных отраслях идет уже в течение последних 2-х лет. У нас идет массовая отмена лицензирования. А вместо него - жесткие гарантии качества услуг.
В некоторых сферах лицензии остаются – там, где мы понимаем, что обязательно нужны лицензирование или предквалификационные требования.
Отменяется лицензирование более чем в половине отраслей по сравнению с тем количеством, которое было 2 года назад.
Помощь малому бизнесу поможет и большому, но ему все равно
- Мы отменяем лицензирование в разных отраслях, потому что не считаем, что сосредотачиваться нужно на малом и среднем бизнесе – именно поэтому в законопроектах нет упоминания малого бизнеса. И это нормально: какая разница – малый он, средний или большой? Хотя пакет законопроектов и касается всего бизнеса в целом, но сами поправки направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, именно они адресаты этого закона. На большом бизнесе эти поправки тоже скажутся, но для них это не так важно, как для малого и среднего предпринимательства.
При разработке законопроектов было понимание, что малый и средний бизнес самый уязвимый в России. Именно малый и средний бизнес на 95% получит облегчение после принятия пакета законопроектов. Большой бизнес и так справится – в огромной компании лицензией занимается один отдел лицензирования, а для маленькой компании – лицензия это вопрос жизни и смерти. Большой всегда получит лицензию, а для малого: нет лицензии – нет бизнеса.
- Что сможет теперь делать милиция?
- Очень большое давление именно на малый бизнес оказывает правоохранительная система – давление неправильное и незаконное по своей сути, хотя по своей форме оно законно. Милиция пугает малый бизнес, шантажирует. И не важно как он работает, сами факты проверок его могут выбить из колеи и ликвидировать, даже если по результатам окажется, что все хорошо – бизнес сократится на две трети.
В законопроекте повышается статус внеплановых проверок со стороны МВД. В настоящее время, если в отношении организации поступила оперативная информация, милиция может пойти и изъять всю документацию. При этом оперативная информация, откровенно говоря, может быть написана и своими людьми, что часто и делается.
Информация не подтвердилась, а у фирмы больше нет клиентов, она не может работать и будет ликвидирована, просто потому, что ее месяц держали закрытой опечатанной и отогнали от нее всех клиентов.
Милиция имеет право на всё
- Мы считаем, что предложенные меры сократят количество проверок на несколько порядков. Сейчас проверки осуществляются на основании закона о милиции, по которому милиция имеет право на всё. В новом законопроекте убираются 50 полномочий, остаются только те которые напрямую связаны с например угрозой жизни, здоровью, преступлениями.
Резко сокращается количество оснований милиции приходить в любую фирму. Теперь будет невозможно, чтобы сотрудник правопорядка шел по улице, его что-то удивило, он зашел, изъял документацию, закрыл фирму, опечатал склады и бизнес закончился. Сейчас он имеет на это права. Теперь эта процедура будет значительно затруднена.
- Чем отличается малый бизнес образца 1998 года и сегодняшнего? Каков объем малого бизнеса сейчас и какие планки для его роста Вы ставите?
- Малый бизнес в России начался фактически с указа президента Ельцина о свободной торговле. В условиях разрухи и микробизнес, (вспомните челноков), и малый бизнес, и средний, кто тогда смог до него дотянуться, спас многих людей. Власть к нему относилась как к спасательному кругу. Тогда не было задачи поддерживать малый бизнес, была задача предоставить людям возможность просто решать свои жизненные проблемы.
Сегодня отношение государства к малому бизнесу принципиально изменилось. Сегодня мы понимаем, что малый бизнес является основой будущей экономики – не средством выживания активных людей, а одним из основных элементов экономики.
Инновационная экономика, которую мы строим, невозможна без малого бизнеса, поскольку он главный производитель новаций.
Сейчас инновационного бизнеса практически нет, его придется создать с нуля. И малый бизнес в области производства инноваций в 15-20 раз эффективнее, чем крупный. Малый бизнес, который запустил в жизнь какую-нибудь инновацию, "новую вещь" может развернуться и превратиться в крупный. Это хорошо видно на примере Била Гейтса. Другой путь – "новую вещь", придуманную малым бизнесом, покупает крупный бизнес и начинает инновационный продукт производить массовым тиражом.
Крупный бизнес не доверяет малому
- Нам нужно разукрупнять большой бизнес в сфере производства. Крупные компании не доверяют малому бизнесу и не дают возможности им работать, хотя именно малый предприниматели делают многие вещи гораздо эффективней.
У нас крупные компании производят от пельменей для своей столовой до космических кораблей, что не правильно. Малый бизнес должен взять все не масштабные вещи и инновации. И по сути, объем крупного и малого бизнеса в стране должен быть 50 на 50 – то есть половина экономики основывается на малом бизнесе, а половина на крупном бизнесе. Это перспектива.
Малый бизнес России необходим. Он рождает личных хозяев. Большое количество хозяев, большое количество собственников, которые дают стабильность стане и устойчивость ее политическому курсу.
Кроме того, развивать малый и средний бизнес выгодно с экономической точки зрения. Сейчас это не делается в силу не решения большого количества системных вопросов, например вопросов собственности.
Объем малого бизнеса
- Сейчас у нас малый бизнес недооценен в 4 раза, то есть его объем должен увеличиться в стране в четыре раза к 2020 году. Должна появиться большая прослойка инновационного бизнеса, которого сейчас нет, большая прослойка промышленного, которого сейчас мало, и который должен вырасти до 10% в целом в масштабах страны, и сегодняшний малый бизнес в сфере услуг должен удвоиться. Малый бизнес занимает сейчас в экономике 12%.
- Что останется сделать для малого и среднего бизнеса?
- Останутся вопросы двух типов, первые – это вопросы системного характера, которые касаются всего бизнеса.
У РФ нет 100 лет для защиты собственности
- Главный из этих вопросов – проблема собственности. Нам надо решить вопрос с защитой собственности в России, системно он не решен, у нас нет понимания, что это главный элемент экономики страны.
Собственность не имеет системной защиты в законодательстве, она прописана в ряде законов, не носящих единого характера. Мы считаем, что нужно принять закон "О собственности в РФ", причем закон конституционный, то есть имеющий высший уровень в стране. Это обсуждается пока на уровне идеи, мы ее прорабатываем.
В Росси нет понимания основополагающих основ частной собственности, как в Европейских странах, где отношение к ней создавалось столетиями. У России такого опыта нет.
- Но был же опыт 19 века?
- Но мы этот опыт потеряли, в мозгах людей мы его потеряли, он остался в учебниках истории, его нет в повседневной жизни. Этот опыт должен быть в людях, в десятках миллионов людей.
Поскольку у нас нет опыта понимания важности частной собственности в экономике страны, нам придется замещать его мощным законодательством. И нам придется сделать более серьезное законодательство о статусе собственности, чем в европейских странах.
- Сколько потребуется на это времени? 100 лет?
- Потребуется времени не мало. По сути, большинство законов в экономике нужно смотреть с этих позиций. 100 лет потребуется без изменения законодательства. Если мы все бросим как есть, люди придут к нужному пониманию собственности, уважения к ней через 100 лет. Законы позволят резко ускорить эти процессы.
Нужно решать вопрос о собственности на нематериальные активы, вопрос о собственности на землю. Ведь например вопрос о земле в России по сути не решен, по форме - как бы да, а по сути – нет: земля не в обороте. А это еще 10% оборота, и 30% это нематериальные активы. Фактически мы прирастим страну, только за счет этих двух видов активов – на 40%. Россия будет увеличена на 40% за счет внутренней реформы экономики!
Также необходимо будет провести налоговую реформу, бухгалтерскую, чтобы бухгалтерская отчетность отвечала инновационной экономике. Необходимо будет с нуля создать рынок нематериальных активов. Треть экономического рынка и оборота активов должны занимать не материальные активы, сейчас их нет - 3%, это практически ноль.
Вторая часть того что нужно сделать для малого бизнеса – организация саморегулирования. Мы отгоним плохих или нерадивых чиновников от малого бизнеса этими законами на какой-то срок. Но уверен, что через несколько лет они придумают что-нибудь новенькое, чтобы заработать денег.
Уравновесить это сможет только серьезное саморегулирование малого бизнеса. Основа – это советы малого бизнеса, и мы надеемся, что через несколько лет они будут преобразованы в организации саморегулирования в муниципалитетах и отраслях. Они должны оказаться равнозначными по влиянию на ситуацию с механизмами госконтроля.
- Сейчас можно идти в малый бизнес смело?
- Я бы сказал: готовиться идти в малый бизнес смело. По нашим предположениям мы в основном законодательство нового типа в данной сфере сформируем по малому бизнесу - в этом году, по нематериальным активам, я надеюсь, примем в следующем году.
Реформа НДС через 5 лет – поздно
- Системные вопросы мы, скорее всего, решим года через четыре. Например, вопрос налогообложения. Мы все-таки решим вопрос с НДС. Это политический вопрос и ему оказывается политическое сопротивление – вы нигде не услышите среди экспертов реальное обсуждение того какой НДС хорош, потому что всем очевидно, что НДС плох. Даже его сторонники никогда не говорят, что он хорош, кроме одного аргумента "за" – что у него высокая собираемость.
Мы не сможем сделать новую экономику, не отказавшись от старой, и понятно, что при этом будут потери. Сегодня для этих потерь у нас есть время и ресурсы, мы можем некоторым образом потерять, чтобы через пять лет компенсировать это и выиграть. Через пять лет реформа НДС ударит уже по нашим кошелькам, сегодня не ударит, а через пять лет - ударит. Но эта реформа все равно должна будет произойти. Страна не выживет, не изменив структуру экономики.