МОСКВА, 15 сен - РИА Новости. Стабильность российских рынков и доверие инвесторов к российским активам зависит от того, сможет ли правительство страны переступить через застарелые этнические конфликты, подобные грузино-осетинскому, и сосредоточиться на стратегических экономических реформах, дефицит которых повышает риски экономики России, считает руководитель московского представительства авторитетного рейтингового агентства Standard & Poor's Алексей Новиков.
Российский рынок в последние недели находится в состоянии практически непрерывного падения, одной из причин которого стал начавшийся в начале августа конфликт между Грузией и отколовшейся от нее Южной Осетии, в который вмешалась Россия, которая заявила, что у нее нет иного способа предотвратить геноцид осетинского населения. Ввод российских войск на территорию Южной Осетии и Грузии осудили основные государства мира, а инвесторы, опасаясь дальнейшего охлаждения отношений между Россией и Западом, стали выводить средства из российских активов.
"Новые геополитические проблемы, по всей видимости, отвлекают внимание и ресурсы правительства России от проведения крайне необходимых реформ. Как показывает кризис в отношениях с Грузией, наследие сталинской национально-этнической политики, которая в течение почти 70 лет проявлялась, в частности, в перекраивании политических границ, разделении народов, имеющих единую культуру, и массовой депортации на огромные расстояния целых этнических групп, остается чреватым многими взрывоопасными проблемами и в наши дни", - пишет Новиков в статье, которая будет опубликована на этой неделе в журнале CreditWeek.
По его мнению, политическая карта Евразии, возникшая после распада Советского Союза, остается довольно хрупкой конструкцией, которой угрожают искусственно созданные этнические, культурные и политические разделения. Эти разделения и конфликты могут спровоцировать не только человеческие жертвы и вспышки ксенофобии, но и негативное изменение настроений инвесторов и протекционистские меры со стороны вовлеченных государств.
"Однако для кредиторов и инвесторов, давно пришедших на российский рынок, ключевой вопрос заключается в том, достаточно ли у России воли и способности выйти из этих застарелых конфликтов и сосредоточиться на будущих реформах? Судьба России в ближайшие десять лет и позднее будет во многом зависеть от ответа на этот вопрос", - считает Новиков.
Недореформированность экономикм России мешает расти рейтингам компаний
По словам руководителя московского офиса S&P, за последние 10 лет Россия продемонстрировала впечатляющий прогресс в экономической сфере, преодолев 11 ступеней кредитного рейтинга и достигнув два года назад нынешнего инвестиционного уровня "BBB+" по обязательствам в иностранной валюте и "А-" по долгам в национальной валюте.
"Такую динамику кредитоспособности не объяснить одними лишь ценами на сырье, благоприятной конъюнктурой и другими подобными причинами. Усилия правительства по финансовой стабилизации представляются главным фактором, позволившим России и некоторым другим странам перейти в "инвестиционную лигу", - пишет Новиков.
Однако при этом особенность современной российской ситуации состоит в контрасте между относительно высокой финансовой устойчивостью и плохим инвестиционным климатом.
"В терминах кредитоспособности речь идет о разрыве между уровнем кредитного рейтинга страны и средним кредитным качеством российских эмитентов, как бы оно ни рассчитывалось: как простое среднее значение рейтинга или как средний показатель, взвешенный по объему эмиссий", - говорится в статье.
По словам Новикова, такая ситуация нехарактерна для большинства развивающихся рынков, где местные эмитенты в основном имеют рейтинги, близкие к суверенному, а то и превышающие его.
"Этот давно существующий разрыв очень показателен: о нем сейчас идет речь в большей степени, чем об уровне суверенного рейтинга как такового. Дивергенция кредитного качества между российским правительством и российскими несуверенными эмитентами - это отражение прежде всего плохого инвестиционного климата, слабого темпа структурных реформ (за пределами собственно финансового и монетарного блока), что в конечном счете не позволяет уйти от узкой сырьевой специализации", - считает аналитик.
России не хватает стратегического видения
По мнению Новикова, уникальность нынешней политической и экономической атмосферы в стране заключается в отсутствии ясного видения будущего, и "будущее" практически выпало из механизма принятия решений.
"Его вытеснила вереница мелких шаговых решений тактического характера, совершаемых в отношении фундаментальных сегментов экономики и государственного устройства", - считает он, добавляя, что ресурсы страны оказались направлены на геополитические кампании, расширяющие сферы текущего влияния, возможно, с ущербом для прорыва к влиянию в будущем.
"Спустя семнадцать лет после распада Советского Союза Россия сталкивается с геополитическими проблемами, оставшимися от советской эпохи, которые, как порой казалось, уже позади. Недавний конфликт с Грузией ясно показывает, что покончить с этими проблемами пока не удалось", - говорится в статье.
По словам Новикова, несмотря на наличие резервных фондов, в которых концентрируются сверхдоходы от высоких цен на нефть, их существование прямо свидетельствует о слабом прогрессе в изменении структуры экономики. При этом Россия, решив проблемы финансовой стабилизации, начинает сталкиваться с более серьезными проблемами: будущий дефицит пенсионного фонда, инфраструктурный кризис, включающий в себя нехватку энергетических мощностей, обветшание основных фондов в сетях, недостаток и низкое качество дорожной сети, затраты на ликвидацию и реструктуризацию неэффективно используемых сетей социальной инфраструктуры.
"Возможен и другой сценарий, при котором, например, источником роста станут инвестиции в инфраструктуру, но для этого потребуются усилия по продвижению структурных реформ, ни в коей мере не сопоставимые с теми, которые привели к финансовой стабилизации в стране на фоне благоприятной конъюнктуры цен на нефть", - считает Новиков.
Ранее в этом году правительство России объявило о намерении разработать стратегию развития страны на период до 2020 года, которая будет ориентирована, прежде всего, на стимулирование инновационной составляющей российской экономики. Однако проект программы пока не принят правительством, более того, среди ключевых министерств пока не утихли дискуссии по поводу основных положений этого документа, разработанного министерством экономического развития.