Рейтинг@Mail.ru
ЕС – РФ после конфликта в Осетии: доверие или минимальное партнерство? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ЕС – РФ после конфликта в Осетии: доверие или минимальное партнерство?

Читать ria.ru в
Дзен
После долгих месяцев Европейский союз и Российская Федерация начали переговоры о новом соглашении о партнерстве, но сегодня, после войны в Южной Осетии, их отношения снова переживают трудный период. Условия урегулирования этого конфликта и в самом деле станут определяющими для будущего российско-европейского партнерства.

Лор Делькур, исследователь Института международных и стратегических исследований (IRIS), для РИА Новости (Париж).

После долгих месяцев бесплодной паузы Европейский союз и Российская Федерация в начале лета начали переговоры о новом соглашении о партнерстве, но сегодня, после войны в Южной Осетии, их отношения снова переживают трудный период. Условия урегулирования этого конфликта и в самом деле станут определяющими для будущего российско-европейского партнерства. Два фактора будут в особенности важны для придания ему нового импульса или, напротив, для торможения его развития: способность Европейского союза на долговременной основе сохранять единую позицию по отношению к России и способность России соглашаться на компромиссы и претворять их в жизнь.

Осетинский конфликт отметил новый поворот в политике Европейского союза на пространстве бывшего СССР. Этому есть две причины. Прежде всего, выполняя функции посредника между Россией и Грузией в заключении соглашения о прекращении огня, прилагая масштабные дипломатические усилия для того, чтобы это соглашение выполнялось, Европейский союз активно вмешался в конфликт на Кавказе. Разумеется, он был единственным возможным посредником, ведь Соединенные штаты были дисквалифицированы из-за их натянутых отношений с Москвой и безусловной поддержки, которую они оказывают Грузии Михаила Саакашвили. Тем не менее, ЕС смог оперативно отреагировать и, устами Франции как председателя Евросоюза, предложить и продвинуть сбалансированную позицию, которая упрочила доверие к Евросоюзу со стороны обоих участников конфликта. Притом что не нужно переоценивать влияние, которое он оказал на прекращение вооруженного конфликта - которое в первую очередь объясняется доброй волей стоящей на сильных позициях России, - ЕС все же продемонстрировал, что отныне он реально присутствует в том регионе, где еще несколько лет назад его влияние было весьма незначительным. К тому же, во время Чрезвычайного заседания Европейского совета, состоявшегося 1-го сентября этого года, Франция как председатель ЕС смогла сформулировать общую позицию по вопросу об отношениях с Москвой, представляющему традиционный фактор разногласий между странами-членами. Эта позиция строится на основе нескольких элементов: подтверждения территориальной целостности Грузии и безоговорочного осуждения факта признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии; принятого в Авиньоне Советом министров иностранных дел решения об отправке наблюдателей на место конфликта - в рамках Внешней политики в области безопасности и обороны; поддерживания диалога с Москвой, при условии отхода российских войск с позиций, занятых ими после 8 августа; и наконец, укрепления отношений с Грузией, путем предоставления помощи в восстановлении разрушенного, а также перспективы создания зоны свободной торговли и упрощения визового режима. Европейскому союзу, таким образом, удалось сформулировать ясную и твердую позицию в отношении Москвы, при этом до сегодняшнего дня отказываясь прибегать к санкциям, на которых настаивают некоторые страны-члены ЕС и которые уже применяются США.

Теперь России предстоит наполнить содержанием свой будущий диалог с Европой. Объявляя 8 сентября, по окончании переговоров с европейской "тройкой", о демонтаже блокпостов на грузинской территории, обязуясь вывести свои войска из Грузии (кроме территорий Южной Осетии и Абхазии) в течение месяца, соглашаясь на размещение миссии из 200 европейских наблюдателей до 1-го октября, Россия пошла на уступки. Эти уступки не могут окончательно урегулировать разногласия с ЕС по вопросу о территориальной целостности Грузии, который в октябре должен будет стать предметом международного обсуждения в Женеве. И тем не менее, после установления точных сроков вывода российских войск из Грузии, в ходе российско-европейских переговоров 8 сентября, настала очередь действовать Москве. Россия больше не может делать ставку на время или играть на различных интерпретациях, как она это делала в случае с планом о прекращении огня. Поэтому ее будут судить по степени соблюдения ею принятых на себя обязательств и сроков вывода войск, установленных в ходе переговоров 8 сентября.

Если Россия будет соблюдать взятые на себя обязательства, переговоры о новом соглашении о партнерстве, приостановленные 1-го сентября решением Чрезвычайного заседания Европейского совета, могут вскоре возобновиться. Однако будет сложно восстановить атмосферу доверия между обеими сторонами. С российской стороны тон, в котором власти и СМИ говорят о Европейском союзе, колеблется между иронией, сомнениями по поводу единства европейцев и признанием в ЕС партнера России. Даже притом, что проведено явное различие между ЕС и США или НАТО, Евросоюз может стать жертвой нового ужесточения антизападной риторики в России. Это ужесточение обязательно будет использовано странами-членами ЕС, наиболее критически настроенными по отношению к Москве, которые потребуют от Евросоюза оставить умеренную позицию, до сих пор занимаемую по отношению к Москве, и приступить к более радикальным действиям. Подобное развитее событий, которого нельзя исключать, повредило бы обеим сторонам: учитывая тесную взаимозависимость между Россией и Евросоюзом, они не могут обойтись без партнерства. Но между декларативным партнерством и партнерством реальным, между "минимальным" соглашением, касающимся в основном торговых вопросов, и соглашением, касающимся развития российско-европейских отношений в рамках четырех общих пространств, диапазон весьма широк. Претворение в жизнь настоящего стратегического партнерства - это работа на длительный срок, которая предполагает одновременно сохранение единой и сбалансированной европейской позиции и - со стороны России - меньшую зацикленность на соблюдении своих интересов в краткосрочной перспективе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала