Юрий Зайцев, эксперт Института космических исследований РАН, для РИА Новости.
"Германия, Бразилия и Аргентина выразили заинтересованность в использовании украинской ракеты-носителя "Циклон-4" для выведения на орбиту спутников", - сообщил заместитель генерального директора Национального космического агентства Украины Эдуард Кузнецов. По его словам, уже составлены протоколы о том, что эти страны могли бы воспользоваться услугами "Циклона-4" в период с 2011 по 2014 годы.
Несомненно, проект "Циклон-4" - судьбоносный для Украины. Если бы его удалось реализовать, то это в значительной степени положительно повлияло бы на развитие украинской космической отрасли.
Для реализации проекта было создано украинско-бразильское совместное предприятие "Алкантара-Циклон-Спейс". В активе Бразилии - крайне удачное, приэкваториальное расположение национального космодрома Алкантара на побережье Атлантического океана. Первое его преимущество – близость к экватору, что создает наилучшие условия для запусков спутников на так называемую геостационарную орбиту (ГСО). Второе - максимальная безопасность: в случае аварии обломки ракеты упадут в океан.
Технология работ с носителем позволяет обеспечить до 12 пусков в год. Однако окончательная ниша, которую "Циклон-4" может занять, составляет не более четырех-пяти ежегодных пусков: ни Украина, ни Бразилия не имеют достаточно обширных космических программ. С точки зрения рентабельности необходимо не менее шести стартов в год. В этом случае в течение 10-12 лет можно было бы полностью окупить затраты по проекту и начать получать прибыль.
Еще в конце 2005 г. по заявлению украинских властей, чертежи ракеты, якобы, были переданы в днепропетровский "Южмаш", который приступил к изготовлению ее узлов. Первый запуск "Циклона-4" из Алкантары планировался еще на 2006 г. Однако перманентные политические кризисы на Украине срывали финансирование. Сегодня уже очевидно, что серийное производство РН "Циклон-4" на "Южмаше" начнется не ранее 2009 г., а стартовое сооружение для него построят в Бразилии в лучшем случае к 2011 г.
Есть и ряд других "подводных камней". И прежде всего - отсутствие стабильности в российско-украинских отношениях. Ведь Россия в этом проекте - подрядчик украинской стороны. В частности, по инфраструктуре космодрома основная доля участия принадлежит российским промышленным предприятиям. В первую очередь это Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ), которое создавало стартовые комплексы для РН "Циклон-2" и "Циклон-3" в Плесецке. Двигатели первых ступеней украинской ракеты разработаны российским "Энергомашем". Россия отвечает также за компоненты топлива.
Можно также отметить достаточно негативное отношение американских аэрокосмических лобистов к выходу Украины на мировой космический рынок.
Немаловажно и то, что Россия предложила Бразилии разработку экологически чистого носителя, тогда как "Циклон-4" в этом отношении далеко не безупречен. Это, в частности, одна из причин, по которой Казахстан не разрешил запускать его предшественников, работающих на таком же агрессивном топливе, с Байконура.
Когда в августе 2003 г. бразильская ракета VLS-1 взорвалась на стартовой площадке первой и единственной страной оказавшей помощь Бразилии, стала Россия. Она направила туда целую группу специалистов-ракетчиков. Их работа оказалась чрезвычайно полезной и для оценки причин катастрофы, и для выработки мер, исключающих возможность повторения трагедии.
Затем российские специалисты стали оказывать помощь бразильцам в "переходе на другой формат" в системе обеспечения безопасности стартов и совершенствования ракетных технологий. Имеется в виду прогрессивная конверсия от твердотопливных двигателей сначала к использованию смешанного топлива и затем переход носителей на полностью жидкостные ракетные двигатели, с постепенным увеличением их мощности.
Надо заметить, что Россия имеет лучшую в мире школу по жидкостным ракетным двигателям. Они закупаются американцами для установки на свои тяжелые ракеты-носители "Атлас". Используются российские двигатели и японскими ракетчиками. Бразилию, прежде всего, интересует освоение космических технологий, а не получение готовых изделий, поскольку главная для нее задача - развитие собственной ракетно-космической промышленности. Хотя вес России и Бразилии в космической деятельности далеко не сопоставим, российским специалистам, несомненно, пригодятся многие наработки бразильских коллег.
Весной этого года Россия и Бразилия заключили соглашение о создании семейства средств выведения в рамках бразильской программы "Южный крест" (Cruzeiro do sul). Российско-бразильский "технологический альянс" предусматривает использование в семействе "Южный крест" универсального ракетного модуля, создаваемого на базе российской РН "Ангара", и трех образцов двигательных установок. Две из них разрабатываются при полноправном участии в работе бразильской стороны на базе российских жидкостных ракетных двигателей. За основу двигательной установки для первых ступеней бразильских РН "Гамма", "Дельта" и "Эпсилон" взят двигатель РД-191, созданный для новой российской РН "Ангара". Для верхней ступени, единой для всех ракет-носителей семейства "Южный крест", в качестве базового используется двигатель, который сейчас функционирует в составе российской РН "Молния". Третья ступень - твердотопливный ускоритель. Он создавался бразильскими специалистами для модернизированного варианта носителя VLS-1 и его модификаций.
РН "Гамма" относится к легкому классу, но, используя приэкваториальное расположение бразильского космодрома, она сможет выводить на ГСО почти тону полезной нагрузки. РН "Дельта" (средний класс) отличается от "Гаммы" четырьмя твердотопливными ускорителями, пристыкованными к первой ступени. Масса полезной нагрузки, выводимой на ГСО, - 1,7 т. Тяжелая РН "Эпсилон" (первая ступень состоит из трех идентичных блоков, таких же как на "Гамме" и "Дельте") при запусках из Алкантары сможет доставлять на ГСО четырехтонный космический аппарат.
Таким образом, этими тремя типами максимально унифицированных ракет будет в полной мере закрыт весь требуемый сегодня и в ближайшей перспективе диапазон выводимых в космос полезных нагрузок. Бразилия с помощью России получит не только независимый доступ в космос, но и возможность выполнять со своего космодрома коммерческие запуски для других стран.
На реализацию проекта в ближайшие шесть лет правительство Бразилии намерено выделить 1 млрд долл. На сооружение пяти стартовых площадок, которые смогут обеспечивать до 12 запусков в год, уже выделено 650 млн. долл.
От коммерческих запусков Бразилия сможет получать от 60 до 100 млн. долл. ежегодно. Чтобы сконцентрировать финансовые ресурсы, руководство страны решило отменить некоторые из существующих соглашений сотрудничества с другими странами. В их число, вероятно, попадет и Украина.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции