Александр Горбунов, обозреватель «Спорт день за днем», специально для РИА Новости.
Четвертый «Кубок Федерации», завоеванный женской теннисной сборной России за последние пять лет, - результат, который вполне можно записывать в рекордные: вряд ли в ближайшие годы какая-либо из команд сумеет его повторить.
Российским теннисисткам выпало играть финал в Мадриде в непростой ситуации. Во-первых, им предстояло встретиться с хозяйками корта, выбиравшими покрытие, удобное им. Во-вторых, сборная России перед матчем объявлялась заведомым фаворитом, а такие авансы всегда становятся дополнительной психологической нагрузкой. В-третьих, одновременно, пусть по различным причинам, выбыли почти все ведущие теннисистки России – Елена Дементьева, Мария Шарапова, Динара Сафина, Анна Чакветадзе. Дементьева, стоит напомнить, недавно выиграла олимпийский турнир в Пекине. Сафина выступала там в финале, а затем уверенно играла на открытом чемпионате США. Чакветадзе, как и Дементьева с Сафиной, входит в первую десятку мирового рейтинга. В ней же, разумеется, и Шарапова. Но этих лидеров капитан сборной России Шамиль Тарпищев на финал не вызвал. Шарапова травмирована: она из-за болей в спине не поехала даже в Пекин и вряд ли до конца сезона приступит к соревновательной практике. Остальные за последние месяцы так «наелись» тенниса, что им необходимо было предоставить передышку, и Тарпищев пошел на это. Дементьева и Сафина, например, устали настолько, что если бы играли в Мадриде, то команда, по словам Шамиля Тарпищева, была бы «мертвой».
Многолетнего капитана, правда, несколько огорчило, что Динара Сафина без консультаций с ним объявила в Нью-Йорке, что на финал в Мадрид она не полетит, и посчитал это «неэтичным». Тарпищев прав. Он и без того не стал бы вызывать Сафину, но это право тренера - первым говорить о своем выборе.
Между тем, не обращая внимания на совершенно объективные обстоятельства, сложившиеся перед финалом, Тарпищева задолго до Мадрида принялись весьма резко критиковать за кадровые решения и называть выбранный им состав «слабым». Капитан с позицией критиков согласиться, разумеется, не мог, поскольку ни при каких обстоятельствах не мог назвать «слабыми» Веру Звонареву, занимающую нынче девятое место в мировом рейтинге и выигравшую «бронзу» в Пекине, и Светлану Кузнецову, одну из самых ярких спортсменок в мировом теннисе (седьмая в рейтинге). Кроме того, в полном соответствии с тарпищевской традицией, он пригласил в сборную дебютантку – Екатерину Макарову (58-е место в рейтинге), а также Елену Веснину, уже игравшую в финале «Кубка Федерации» (в 2007 году). Макаровой и Весниной предстояло играть в паре, но Тарпищев заметил при этом, что уже сейчас готов выставить Макарову на решающий матч, если в этом возникнет необходимость.
Необходимость такая не возникла. В первый день финала сначала Вера Звонарева справилась с Анабель Мединой-Гарригес, а затем Светлана Кузнецова не оставила шансов Карле Суарес-Наварро, и стало ясно, что только чудо позволит испанской команде выиграть финал. Надо сказать, после жеребьевки Тарпищев посетовал на то, что Кузнецова в стартовый день должна выйти на корт во второй паре, а на следующей день – в первой. Капитана беспокоило, что Кузнецова, как бы легко ни дался ей первый матч, не сумеет восстановить в должной мере силы, и это может повлиять на ход ее второго матча. Беспокоился Тарпищев, как оказалось, не зря. Кузнецова в матче с Мединой-Гарригес повела в счете 4:0, потом результат стал 5:2, и, казалось, Светлане только и оставалось, что довести сет до победы. Нет, она проиграла 5:7 и заставила российскую команду изрядно понервничать. Впрочем, о сопровождавших матч волнениях после победы Кузнецовой сразу было забыто, поскольку ее выигрыш означал только одно: «Кубок Федерации» остается в России.
За игрой Кузнецовой, к слову, внимательнейшим образом наблюдала известная в прошлом советская теннисистка Ольга Морозова, финалистка, между прочим, уимблдонского турнира и открытого чемпионата Франции 1974 года. В самое ближайшее время Морозова вместе с командой своих помощников станет новым официальным тренером Светланы Кузнецовой, и задача группы – улучшить игру теннисистки и в полной мере реализовать ее талант. С известной долей вероятности можно предположить, что уже в будущем году Кузнецова предпримет атаку на первые позиции в мировом рейтинге, попасть на которые можно лишь, успешно играя в турнирах «Большого шлема».
Карла Суарес-Наварро после проигрыша в первый день финала Кузнецовой сказала, что Россия сегодня – «королева в мировом женском теннисе». С такой характеристикой поспорить сложно. Наблюдатели, которым недосуг заниматься статистическими выкладками, были, к примеру, сражены цифрой, названной Тарпищевым перед решающим матчем: за последние четыре года в матчах розыгрыша «Кубка Федерации» (на различных стадиях турнира) в составе сборной России играли – причем, весьма успешно! – 15 теннисисток. Эта цифра – неплохое, надо сказать, дополнение к постоянно выигрываемым трофеям.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции