МОСКВА, 15 сен - РИА Новости. Немецкий концерн MAN вслед за Scania и Volvo может построить в России завод по сборке грузовых автомобилей, приоритетным регионом размещения производства названа Брянская область, пишет в понедельник газета "Коммерсант".
Издание отмечает, что о планах постройки в Брянской области завода по сборке грузовых автомобилей в пятницу заявил замминистра транспорта Евгений Москвичев. Его слова подтвердил первый замгендиректора российского офиса MAN Владимир Коробейников, который объяснил интерес к Брянской области близостью к Белоруссии и Украине, "развитой инфраструктурой и наличием рабочих, в том числе инженеров". Параметры и сроки проекта названы не были, господин Москвичев сказал лишь, что речь идет о "сотнях миллионов долларов инвестиций". Окончательное решение о строительстве завода MAN может принять в конце сентября на промышленной ярмарке в Ганновере, сообщает "Коммерсант".
По информации газеты, MAN уже четвертый по счету производитель грузовиков, заявивший о возможном строительстве в России завода. В 2007 году о подобных планах последовательно заявили Volvo, Daimler и Scania. Впрочем, Daimler затем сообщил о намерении приобрести 42% акций крупнейшего российского производителя грузовиков КамАЗа и сейчас проводит его due diligence - сделка является альтернативой проекту.
Scania до сих пор не нашел площадки для завода. Реально мощности строит только Volvo - в российском офисе концерна обещают начать выпуск автомобилей в январе 2009 года. MAN и Scania подконтрольны концерну Volkswagen (VW): в первом VW владеет крупнейшим пакетом (30%), а во втором - контрольным (69%). Однако проекты строительства заводов MAN и Scania в России не исключают друг друга и не являются предметом переговоров о создании СП, пояснили "Коммерсанту" в российском офисе Scania.
В то же время источники "Коммерсанта" в MAN, а также опрошенные участники авторынка сомневаются, что заявление господ Москвичева и Коробейникова стоит воспринимать всерьез. Собеседники издания указывают на то, что ранее представители MAN в публичных интервью давали понять, что с осторожностью относятся к идее создания сборки в России, несмотря на рост рынка тяжелых грузовиков в стране (по данным "Автостата", 32,5% в 2007 году). У MAN уже есть крупный, мощностью 15 тысяч машин в год, завод в Польше, который ориентирован в том числе на рынок СНГ. Не факт, что, имея это предприятие, следует строить дополнительные мощности в России, говорят источники "Коммерсанта".
Кроме того, указывает издание,MAN, как и Scania, наверняка не сможет воспользоваться льготами режима промсборки для создания производства в России. С июля 2008 года этот режим распространяется на сборку грузовиков: правительство приняло поправки к постановлению о промсборке, согласно которым теперь его льготами могут воспользоваться даже те инвесторы, которые будут выпускать в России автомобили с двигателем более 3 литра, то есть грузовики. Но к моменту, когда поправки были приняты, Минэкономики уже прекратило подписывать соглашения о промсборке, и среди производителей тяжелых грузовиков они есть только у Volvo и Sollers (он планирует начать в России выпуск грузовиков Isuzu). Замглавы Минэкономики Станислав Воскресенский говорил недавно, что подписание соглашений может возобновиться, но неофициально в министерстве утверждают, что "вопрос крайне сырой", напоминает "Коммерсант".
Наконец, сам рынок грузовиков России замедляет темпы роста из-за мирового экономического спада, отмечают собеседники "Коммерсанта". Замгендиректора КамАЗа по продажам Ахат Урманов подтверждает, что "темпы прироста рынка в 2008 году снизились до 25-27% с прошлогодних 35-38%". Рынок проседает из-за отсутствия ликвидности, поясняет топ-менеджер, и ощутимее всего это сказывается как раз на западных производителях техники, 80% продаж которых идет через лизинговые программы.