142 года назад (1866) в Москве основана консерватория, ныне носящая имя П.И.Чайковского
Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского - предмет национальной гордости россиян, так же, как ГАБТ, Третьяковская галерея, МГУ, Российская государственная публичная библиотека. История консерватории начинается с того времени, когда Московское отделение Русского музыкального общества решило создать специальную музыкальную школу - консерваторию. За основу были положены частные классы. Первым директором консерватории, основанной 13 сентября 1866 года, стал крупный музыкант Николай Григорьевич Рубинштейн. Первоначально под классы арендовали дом у баронессы Черкасовой, что стоял на углу Воздвиженки и Борисоглебского проезда (против церкви Бориса и Глеба, которую снесли в 1931 году). Дом был с тремя высокими этажами, просторными покоями. Первый этаж занимали магазины «Торговля Чичкина» - известного всей Москве продажей молочных продуктов высокого качества, и крупный магазин готового платья «Отто». Все остальные помещения заняли будущие музыканты и профессура. В частности, приглашенный из Петербурга преподавателем теории музыки, несколько лет здесь работал и жил Петр Ильич Чайковский. С сентября 1866 года, с первых же дней занятий, Рубинштейн сумел привлечь к преподаванию лучших отечественных и зарубежных музыкантов, и этот высокий уровень обучения никогда не снижался. Слава нового музыкального центра широко распространилась по России - наплыв учеников становился все больше, дом баронессы становился мал.
В 1876 году Московская консерватория переехала на Большую Никитскую, в двухэтажный дом - бывший дворец князя Воронцова. Взвесив свои возможности, музыкальное общество решило приобрести усадьбу в собственность. Купчую крепость в 185 тысяч рублей серебром подписали, с одной стороны, поверенный князя Сергея Воронцова, директор Московского отделения русского музыкального общества Николай Рубинштейн, члены дирекции - известный нотный издатель Петр Юргенсон и предприниматель Николай Алексеев (двоюродный брат Константина Станиславского) - с другой. В 1889 году третьим директором консерватории после Николая Рубинштейна и Сергея Танеева стал Василий Сафонов, который многое сделал, чтобы внести в работу консерватории высокий профессионализм и твердый порядок. В консерватории впервые установилась учебная дисциплина. Но главным делом его жизни стало строительство нынешнего здания консерватории с ее всемирно известным Большим залом, укрепление материального положения и общественного авторитета этого замечательного учебного заведения. Дирекция Московского отделения Русского музыкального общества в 1893 году принимает решение о сооружении на базе существующего нового, более просторного здания. Проект реконструкции был разработан архитектором Загорским, скульптурные работы выполнил Аладьин, портреты композиторов - Бондаревский. Старые фундаменты не позволяли возвести крупное, многоместное здание, поэтому было решено все снести и на этом месте строить заново. От старого здания оставили лишь фасадную стену главного корпуса с полуротондой на уровне двух нижних этажей. Все остальное было сломано.
Закладка нового здания состоялась 9 июля 1895 года. Первый камень заложили у Императорского подъезда со стороны Среднего Кисловского переулка. После освящения Сафонов и другие почетные гости положили в основание серебряные рубли чеканки 1895 года и закладную плиту. К осени 1897 года уже было закончено сооружение всех классных комнат, квартир служащих. Все годы строительства занятия в консерватории не прекращались. На четыре года было арендовано помещение в доме князя Голицына на Волхонке. Но уже в 1898-1899 учебном году занятия стали проводиться в отстроенной части нового помещения, в левом крыле, где сейчас располагаются учебные аудитории и Малый зал. Большую помощь в строительстве консерватории и ее оборудовании оказали меценаты: текстильные фабриканты братья Морозовы взяли на себя оборудование и меблировку зала. Великолепный орган, до сих пор украшающий Большой зал, заказал в Париже предприниматель фон Дервиз. Миллионер-сахарозаводчик Харитоненко подарил ковры, архитектор Загорский выделил средства на покупку мраморных ступеней лестниц. 7 апреля 1901 года состоялось торжественное открытие Большого зала, означавшее одновременно завершение всех работ. Торжественная часть завершалась исполнением специально написанной кантаты-гимна «Воздвигнут храм искусству дорогому». С этого дня началась регулярная концертная деятельность в Большом и Малом залах. Это стало приносить доход, тем самым учебная и музыкально-просветительская деятельность приобрела прочную базу. В 1912 году в здании консерватории открылся музей имени Николая Рубинштейна - первый музыкальный музей в России. В 1943 году на его базе создали обширный Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки, позднее получивший помещение на улице Фадеева. В годы второй мировой войны концертная деятельность в Большом зале прекратилась: в его помещениях расположили лазарет. В мае 1940 года, в честь столетия со дня рождения композитора, Президиум Верховного Совета СССР присвоил консерватории имя П.И.Чайковского, и перед зданием был установлен памятник композитору скульптора Веры Мухиной. В 1957 году правый корпус был перестроен для размещения учебных помещений и Белого концертного зала. В 1968 году к консерватории присоединили третий учебный корпус, в здании которого в 1886-1918 годах находилось Синодальное певческое училище. После реставрации в 1983 году в здании третьего учебного корпуса был открыл новый бело-голубой зал (в конце 1986 года он получил название Рахманиновского). В залах Московской государственной консерватории выступают лучшие солисты и музыкальные коллективы мира, проводятся музыкальные фестивали и престижные конкурсы.
151 год назад (1857) родился Милтон Снейвли Херши, американский промышленник и филантроп, основавший всемирно известную шоколадную компанию
Милтон Херши (Milton Hershey) родился 13 сентября 1857 года в религиозной Дерри Черч - небольшом городке в Пенсильвании (США). Свою карьеру Милтон Херши начал с производства карамели в Чикаго и Нью-Йорке. Преуспев в этом деле, Херши в начале прошлого столетия вернулся в родные места и наладил здесь производство шоколада. Строительство шоколадной фабрики началось в 1903 году, а ко времени его окончания в 1905 году Херши изобрел рецепт молочного шоколада, который используется и по сей день. Разбогатев, Херши создал идеальные условия для работников фабрики и взял на себя, как говорят некоторые, роль «диктатора-филантропа». Вокруг фабрики Херши создал целый город, который назвал своим именем. В этом городе было все необходимое: жилье для работников фабрики, церкви, банк, магазины. В разгар Великой депрессии, чтобы обеспечить работой нуждающихся горожан, он построил Театр Херши, Отель Херши и хоккейный стадион на 7000 мест. В 1960-х годах его фонд пожертвовал 50 миллионов долларов на строительство учебной клиники государственного университета Пенсильвании. Всего более пяти миллиардов было перечислено на благотворительную еду, одежду, приюты и образование для «трудных» детей в школе, которую Херши основал в 1909 году. Компания «Hershey Chocolate Co.» теперь стала корпорацией Hershey Foods Corp. со штатом более 15 тысяч человек. На деньги Hershey финансируется театр и ботанические сады, государственные школы и детские сады города. Милтон Херши умер в возрасте 88 лет 13 октября 1945 года. Он похоронен на кладбище Hershey рядом со своей женой и родителями. Его наследство - школы, магазины, парки и многое другое - все остается как памятник филантропу, чье имя известно всему миру. Знаменитый батончик Hershey's до сих пор остается одним из любимейших лакомств нескольких поколений американцев.
242 года назад (1766) родился Сэмюэл Уилсон, американский бизнесмен, прародитель национального символа Америки - Дяди Сэма
Дядя Сэм (Uncle Sam) - персонифицированный образ Соединенных Штатов Америки. Дядю Сэма зачастую изображают высоким пожилым человеком, с козлиной бородкой, в цилиндре цветов американского флага, в синем фраке и в полосатых штанах. Этот стиль был изначально популяризован художником Томасом Настом. В последнее время стали появляться более «модернизированные» изображения Дяди Сэма, в более современной одежде и с современной стрижкой. Но знаменитый цилиндр всегда остается непременным атрибутом. Дядя Сэм возник как олицетворение США во время британо-американской войны 1812 года. Точное происхождение Дяди Сэма в качестве символа Соединенных Штатов неясно. Но самой признанной является теория о том, что Дядя Сэм был назван в честь Сэмюэла Уилсона (Samuel Wilson), мясника, поставлявшего мясо на нью-йоркскую военную базу Трой. Уилсон маркировал бочки с мясом буквами U.S., имея в виду Соединенные Штаты, а солдаты говорили, что мясо прибыло от Дяди Сэма. Ассоциация закрепилась, и 15 сентября 1961 года на 87-м Конгрессе США была принята резолюция, прославлявшая Сэма Уилсона как прообраз Дяди Сэма. На месте рождения Уилсона в городе Арлингтон (штат Массачусетс) даже установлен памятный монумент. Образ Дяди Сэма получил особую известность во время первой мировой войны. Тогда Дядя был изображен на плакате, приглашающем добровольцев вступить в американскую армию и принять участие в войне на территории Европы. С плаката Дядя Сэм сурово указывал на читателя пальцем, а подпись под картинкой гласила «Ты нужен мне для армии США» («I want you for U.S. army»). Художник Джеймс Монтгомери Флагг, нарисовавший этот плакат в 1917 году, признался, что использовал свое собственное лицо как модель для Дяди Сэма. Идея этого изображения была взята из аналогичного британского вербовочного плаката (1914), на котором в такой же позе был изображен лорд Гораций Китченер (позднее плакат с Дядей Сэмом был обновлен и перепечатан для вербовки солдат на вторую мировую войну). В 1920 году идею плаката с Дядей Сэмом использовал российский художник Дмитрий Моор, создавший знаменитый плакат «Ты записался добровольцем?». Как и Флагг, который нарисовал Дяде Сэму собственное лицо, Моор в виде буденовца изобразил самого себя.
110 лет назад (1898) родился Марк Исаакович Прудкин, актер, народный артист СССР
Марк Прудкин родился 13 сентября 1898 года в Клину (под Москвой). В 1920 году окончил школу 2-й Студии МХТ, одновременно с 1918 года участвовал в спектаклях 2-й Студии МХТ и Московского Художественного театра. С 1924 года - в труппе МХАТ. Актеру были особенно близки острохарактерные, сатирические и комедийные роли. Уделял большое внимание костюму, гриму, мимике, интонации, мастер перевоплощения. Создал и ряд драматических, глубоко психологических образов: Шервинский («Дни Турбиных» Булгакова), Незеласов («Бронепоезд 14-69» Иванова), Вронский и Каренин («Анна Каренина» по Толстому), Мехти-Ага («Глубокая разведка» Крона), Михаил Скроботов, Яков Коломийцев («Враги», «Последние» Горького), Дульчин, Крутицкий («Последняя жертва», «На всякого мудреца довольно простоты» Островского). Крупнейшая работа - роль Федора Карамазова в спектакле и фильме «Братья Карамазовы» по Достоевскому. Прудкин был участником (пан Хмелик) ансамбля артистов второго поколения Художественного театра в спектакле «Соло для часов с боем». Снялся в фильмах «Человек из ресторана», «Братья Карамазовы», «Соло для часов с боем», «Двенадцать стульев», «Дядюшкин сон», «Блондинка за углом». Скончался 25 сентября 1994 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
85 лет назад (1923) родилась Зоя Анатольевна Космодемьянская, партизанка, Герой Советского Союза; казнена фашистами
Зоя Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года в селе Осиновые Гаи Тамбовской области. В 1930 году семья переехала в Москву, где Зоя окончила 9 классов средней школы № 201. В октябре 1941 года добровольно вступила в специальный партизанский отряд, действовавший по заданию штаба Западного фронта на можайском направлении. В отряде Зоя выполняла сложные и ответственные задания. В конце ноября 1941 года в деревне Петрищево (Рузский район Московской области) отважная партизанка сожгла несколько занятых врагом домов. Через два дня, ночью, при повторной попытке совершить поджоги, была схвачена немецким часовым. Несмотря на жестокие пытки и истязания, партизанка не выдала военной тайны и не назвала своего имени. В полдень 29 ноября 1941 года она была казнена фашистами. Стоя у виселицы, Зоя призывала собравшихся у места казни людей к борьбе против фашистов. В час испытаний Космодемьянская выполнила свой долг до конца, отдав жизнь за свободу и независимость страны. За этот подвиг Зое Анатольевне Космодемьянской Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Похоронена Зоя на Новодевичьем кладбище в Москве. Памятники установлены на Минском шоссе близ деревни Петрищево и в Москве на платформе станции метро «Измайловский парк», недавно переименованной в «Партизанскую». Мемориальная плита - в деревне Петрищево, на месте первого захоронения Зои. В 201-й школе Москвы и в школе родного села открыты музеи. Имя Зои Космодемьянской носят улицы и школы многих городов и сел, астероид, ей посвящены многие литературные произведения.