Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Парламент Сербии 9 сентября ратифицировал заключенное еще в январе с Россией соглашение в нефтегазовой сфере. Речь в нем, в первую очередь, идет прокладке по территории Сербии участка газопровода «Южный поток». За это высказалось подавляющее большинство сербских парламентариев. Но в протоколе к соглашению содержится дополнение, по которому Сербия обязалась продать российскому “Газпрому» 51% акций своего нефтяного монополиста – компании NIS – за 400 млн евро и обязательство инвестировать в нее еще 500 млн евро. Эту договоренность сербские власти хотят пересмотреть, повысив цену за NIS.
Грандиозный проект строительства газопровода «Южный поток» в прошлом году инициировали «Газпром» и итальянская Eni. Он предполагает строительство 900-километрового участка по дну Черного моря от российского берега до болгарского. Далее газопровод должен пойти по двум маршрутам. Одно из его ответвлений будет проложено через территорию Болгарии, Греции и далее по дну Адриатики на юг Италии. Вторая ветка пойдет через Балканы в Австрию, откуда «голубое топливо» можно поставлять на север Италии и в Германию.
Благодаря прокладке 400-километрового участка «Южного потока» по своей территории Сербия получает перспективу стать важным звеном на энергетической карте Европы. Одновременно со строительством газовой трубы «Газпром» построит на ее территории подземное хранилище газа «Банатский Двор» и крупнейшую газовую электростанцию на Балканах.
Своего рода бонусом для «Газпрома» за столь масштабное сотрудничество с Сербией стал пункт о продаже ему контрольного пакета государственной Naftna Industrija Srbije (NIS), местного монополиста в сфере нефтепереработки и сбыта топлива (более 70% рынка) за довольно умеренную плату. На открытом тендере за NIS, наверно, можно было бы получить и больше. Но, когда в январе власти Сербии подписывали с Россией нефтегазовое соглашение, они, в первую очередь, думали о возможности получать стабильные доходы от транзита газа (около 200 млн евро в год) и превращении в крупный энергетический узел Европы.
Однако ратификация этого соглашения затянулась. Причиной стали внутриполитические проблемы в Сербии, одним из последствий которых стала смена правительства. Ратифицировав же, наконец, соглашение с Россией, сербские власти одновременно захотели получить за NIS больше оговоренного.
В «Газпром нефти» (100-процентной дочке «Газпрома», которой и должна отойти NIS) считают, что продажа NIS по оговоренной цене является неотъемлемой частью соглашения и платить свыше нее российская сторона не намерена.
У нового сербского правительства другая логика. Они заказали независимую экспертизу аудиторской компании Deloitte&Touche, которая оценила NIS в $2,2 млрд. После чего сербские власти решили провести частичную «народную» приватизацию NIS. Из остававшегося в руках сербского правительства 49-процентного пакета NIS около 20% достанутся трудовому коллективу компании, а также всем гражданам страны (сотрудникам предприятия – исходя из их трудового стажа, а прочим гражданам Сербии – по одной акции на руки).
Автор этой «блестящей» идеи сербский вице-премьер Младжян Динкич заявил, что, приобретая контроль над NIS, «Газпром нефть» должна будет сделать обязательное предложение о выкупе их акций простым сербам по цене не ниже, чем определила Deloitte&Touche. В этом случае дополнительный 20-процентный пакет NIS обойдется «Газпром нефти», как минимум, в 428 млн евро. Российская компания пока не говорит, как будет действовать в этой ситуации.
Однако обе стороны прекрасно понимают, что сделка по NIS неразрывно связана с широким нефтегазовым российско-сербским соглашением. Поэтому, очевидно, компромисс будет найден.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции