Ольга Варламова, специально для rian.ru.
12 сентября отмечает юбилей Народная артистка СССР, художественный руководитель МХАТ им. Горького Татьяна Васильевна Доронина. Она сыграла немало прекрасных ролей в театре и кино, но для широкой аудитории Татьяна Доронина - это, пожалуй, прежде всего, "мачеха" Шура, Нюра из «Трех тополей на Плющихе», Наташа из фильма «Ещё раз про любовь».
Но сама актриса ставит на первое место театр, причём не только в творчестве, но и в жизни в целом. По её собственному признанию, «сцена заменила ей всё, но она ни о чем не жалеет». Для миллионов людей она воплощение красоты, притом не только внешней, но и внутренней. В то же время можно услышать, что у Татьяны Васильевны сложный характер, что она вспыльчива и непредсказуема. Одно другому не противоречит, ибо в одном случае речь идёт о созданных ею образах, в другом – о человеке, чья профессия требует постоянного огромного напряжения душевных и физических сил, повышенного градуса эмоций.
В отличие от большинства своих коллег, Татьяна Доронина очень редко появляется на публике, предпочитая проводить время в стенах своего театра или дома. Она, можно сказать, живет в театре: здесь репетирует, здесь отдыхает.
Родилась Татьяна Васильевна в 1933 году в Ленинграде. Ее родители - Василий Иванович и Анна Ивановна - были крестьянами, приехавшими в город в поисках лучшей жизни. Во время войны отца призвали на фронт. Мама, восьмилетняя Таня и сестра уехали в эвакуацию в Ярославскую область. По окончании войны семья Дорониных вернулась в Ленинград. В школе точные науки Татьяне Дорониной давались не просто, зато в гуманитарных дисциплинах ей не было равных. Она успевала посещать кружки французского языка, художественной гимнастики, художественного чтения, юннатов, пения и спортивной стрельбы.
В восьмом классе Татьяна Доронина поехала в Москву с непреодолимым желанием стать актрисой. И с первого раза поступила в Школу-студию МХАТ. Однако, когда ее попросили принести из дома аттестат об окончании десятилетки, выяснилось, что девушке всего 14 лет. Мечта, такая близкая и достижимая, отодвинулась на два года. Татьяна Доронина буквально считала дни до окончания школы. В 1952 году она вновь приехала в Москву, чтобы поступить в театральное училище. Она держала экзамены во все театральные вузы столицы и во все прошла. Но, так как ее мечтой было играть на сцене прославленного Московского художественного академического театра, будущая актриса сделала выбор в пользу Школы-студии МХАТ.
После окончания учебы Татьяна Доронина вернулась в родной Ленинград. Первые три года она - актриса театра имени Ленинского комсомола, где практически сразу получила возможность играть в основном составе, по 3-4 премьеры в год. Затем она работала в прославленном Большом драматическом театре, которым руководил Георгий Александрович Товстоногов. Именно он распознал в полной мере творческий потенциал молодой актрисы, способствовал формированию ее неповторимого стиля. Татьяна играла главные роли во всех постановках режиссера, причем каждый спектакль становился событием. Её игре старались подражать другие актеры.
Ленинградский период, безусловно, значительная веха в ее творчестве. Женька Шульженко из «Фабричной девчонки» Александра Володина и Оксана из «Города на заре» Алексея Арбузова отмечены премией на смотре драматических театров. Лушку («Поднятая целина» Михаила Шолохова) и Софью («Горе от ума» Александра. Грибоедова) она сыграла так, как до неё никто не играл, эти образа стали настоящим художественным открытием.
Сыграв шесть сезонов, каждый из которых был для неё блистательным, в расцвете славы Татьяна Доронина покидает БДТ и переходит на работу во МХАТ. В эти же годы она начинает сниматься в кино. Татьяна сыграла главные роли в таких фильмах, как «Старшая сестра» (1967 г.), «Три тополя на Плющихе» (1968 г.), «Еще раз про любовь» (1968 г.), «Мачеха» (1973 г.). Все они имели огромный зрительский успех, получили высокую оценку кинокритиков, завоевали награды на различных кинофестивалях. Именно кино приносит Татьяне Дорониной большую, всенародную славу, любовь и признание. И хотя ее фильмографию нельзя назвать обширной, но, те фильмы, в которых она снялась, сегодня являются классикой отечественного кинематографа.
Значимым этапом в её творческой биографии стал Московский театр имени Маяковского, где она поработала четырнадцать лет. Все сезоны были успешными. И зрители, и специалисты высоко оценили такие её роли, как Аркадина в «Чайке» А.П. Чехова, Мэгги в «Кошке на раскаленной крыше» Уильямса Тенесси, роли двух королев в спектакле «Королева, виват!» Роберта Болта.
В 1983 году она возвращается во МХАТ. После раскола в труппе театра она становится художественным руководителем МХАТ имени Горького на Тверском бульваре.
Её театр обрёл популярность. Его любят, в него ходят. Татьяна Доронина верит в высокую миссию театра и служит ей. Свой день рождения она намерена отметить скромно, без излишнего пафоса, так как считает, что её театр, как и она сама, не нуждаются в рекламе, ибо заняли должное место в истории русского театра.
В одном из недавних интервью, на вопрос оптимистка ли она, Татьяна Доронина ответила: «Я не оптимист. Я просто так понимаю свою профессиональную задачу. Поэтому мне приходится какие-то вещи преодолевать обязательно. Я легко впадаю в отчаяние и с трудом выхожу из этого отчаяния, но дальше… У Куприна есть прелестный рассказ о циркачке, которой говорили: «Гоп!» – и она должна прыгать. Так вот с этим «гоп» ты должна выходить на сцену и прыгать, безотносительно к твоему сегодняшнему отчаянию и к твоей боли».