Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
Российские космические средства выведения становятся еще более привлекательными для потенциальных клиентов. Отечественным разработчикам двигательных систем удалось воплотить в жизнь давнюю мечту мирового ракетостроения – создать универсальный многоразовый жидкостной двигатель. В НПО «Энергомаш» готов к серийному производству новый ракетный двигатель РД-191, предназначенный для перспективных ракет-носителей семейства «Ангара».
В чем состоит уникальность этой разработки? Головная боль всех заказчиков космических запусков – высокая стоимость выведения полезной нагрузки на орбиту. Объясняется это просто: ради одного полета в космос в буквальном смысле сгорает дорогостоящая, огромная - с высотный дом -многоступенчатая ракета. Уже не один десяток лет западные и российские двигателисты бились над задачей создать многоразовый ракетный двигатель, который, отработав положенный участок, можно было бы вернуть на Землю для дальнейшего использования.
Кислородно-керосиновый двигатель РД-191 представляет собой дальнейшее развитие двигателей семейства РД-170 – 180. Кстати, последний успешно экспортируется в США и широко используется на американских носителях семейства «Атлас».
В результате получился, по сути, универсальный двигатель, способный работать в двух режимах: сначала как двигатель первой ступени, а затем – как второй. При этом отечественным конструкторам удалось добиться одновременного и устойчивого горения трех компонентов: к основному кислород-керосиновому топливу добавлен ограниченный объем водорода.
Новый двигатель изначально разрабатывался как многоразовый. До сих пор отработавшие ступени ракет падали на Землю, что таило в себе немалую опасность для экологии района падения и представляло угрозу для жизни людей. Принципы «возвращаемости» и повторного использования, заложенные в РД-191, позволят в несколько раз сократить затраты на выведение в космос полезной нагрузки.
Справедливости ради, отметим, что первыми на практике подтвердили возможность создать многоразовый жидкостной ракетный двигатель американцы. В середине 90-х во время демонстрационных испытаний небольшая одноступенчатая ракета «Дельта-Клиппер» оторвалась от стартового стола, а затем благополучно опустилась обратно.
Причем, американцы решили развить собственный успех, объединив усилия в этой области с Россией. В 1994-1995 годах специалисты «Энергомаша» работали над реализацией совместной программы создания многоразового ракетного двигателя. Но вскоре США отказались от российских услуг, а затем и вовсе засекретили работы в этой области.
Известно, что корпорация Boeing активно вела работы в рамках многомиллиардной программы SLI (Space Launch Inishiative), призванной создать перспективный многоразовый космический носитель. Параллельно НАСА объявило конкурс на разработку многоразовых ракет-носителей нового поколения. Европейское космическое агентство также вело работы по созданию многоразовых двигателей. Однако, по всей видимости, ни тем, ни другим пока не удалось существенно продвинуться в этом направлении.
У России же на базе универсального двигателя РД-191, будем надеяться, уже скоро появится вся гамма носителей семейства «Ангара», способных выводить на низкие околоземные орбиты полезный груз массой от 1,5 до 30 тонн.
Таким образом, мировой рынок пусковых услуг в ближайшие десятилетия может смело ориентироваться на Россию.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции