Президент США Джордж Буш направил в конгресс письмо, в котором официально уведомил американских законодателей об отзыве внесенного им ранее соглашения о сотрудничестве между США и Россией в сфере гражданской ядерной энергетики.
6 мая 2008 года в Москве между США и Россией было подписано соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, известное как Соглашение 123 (по названию статьи 123 закона США об атомной энергии). Соглашение подписали бывший посол США в России Уильям Бернс и генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Сергей Кириенко. Документ носил рамочный характер и устанавливал основные принципы сотрудничества двух стран в области мирного использования атомной энергии.
Подписание документа создавало юридическую базу для совместных проектов российских и американских компаний в области энергетики. Кроме того, соглашение обеспечивало США доступ к российским ядерным технологиям и могло способствовать заключению выгодных для России сделок по хранению отработанного ядерного топлива.
Документ, рассчитанный на 30 лет, позволял странам передавать технологии, материалы, оборудование, включая реакторы, и компоненты для ядерных исследований и производства ядерной энергии. Кроме того, документ должен был способствовать нормальному развитию атомной энергетики и ядерно‑топливного цикла при уменьшении риска распространения ядерного оружия.
Соглашение это должно было фактически открыть для российских компаний американский рынок атомной энергетики. До сих пор поставки российского ядерного топлива в США были ограничены, а поставки оборудования и материалов шли только по специальным контрактам. Так, например, Россия не могла до подписания соглашения ввозить из США природный уран. В области поставок урана соглашение предусматривало целый ряд ограничений: Россия смогла бы самостоятельно выйти на рынок США со своим ядерным топливом только через три года и с весьма низкими объемами. В 2011 году можно было поставить только 16,6 т урана (это меньше, чем одна загрузка для АЭС мощностью 1000 МВт), в 2013 году объемы возрасли бы до 485 т. С 2014 года Россия смогла бы покрывать до 20% потребностей американских АЭС (без учета новых реакторов), и только с 2020 года все ограничения снимались.
Соглашение считалось бы автоматически вступившим в силу, если бы в течение 90 дней не последовало каких‑либо возражений со стороны американского конгресса.
13 мая 2008 года Президент США Джордж Буш направил в конгресс это соглашение с просьбой к законодателям поддержать документ. В сопроводительном письме Буш выразил мнение, что соглашение "продвинет вперед интересы США в сфере нераспространения ядерного оружия и другие внешнеполитические интересы". Вместе с текстом соглашения Буш направил законодателям весь пакет соответствующих документов, а также свое письменное одобрение соглашения и заключение по вопросам ядерного нераспространения с анализом "российской внутренней программы по гражданской ядерной энергетике, ее политики и практики в сфере нераспространения, включая ее политику и практику по ядерному экспорту".
15 мая 2008 года документ поступил для дальнейшего рассмотрения и голосования в комитет по иностранным делам палаты представителей конгресса США.
В палате представителей американского конгресса была внесена резолюция, в которой было сказано: "Сенат и палата представителей конгресса США на состоявшемся заседании постановили, что конгресс не приветствует предложенное соглашение о сотрудничестве, внесенное в конгресс президентом 13 мая 2008 года". Автором резолюции выступил сопредседатель существующей в конгрессе США "фракции по нераспространению", председатель подкомитета по телекоммуникациям конгрессмен‑демократ Эдвард Марки. В связи с внесением им резолюции против американо‑российского соглашения, Марки распространил в Вашингтоне открытое письмо к коллегам‑законодателям, в котором назвал соглашение "непродуманным" и заявил, что ратификация такого документа конгрессом США "была бы плохой идеей". При этом Марки назвал шесть причин, по которым, по его мнению, конгресс не должен поддерживать данное соглашение.
6 июня 2008 года в палату представителей американского конгресса был внесен законопроект, запрещающий США сотрудничество с Россией в гражданской ядерной энергетике из‑за содействия РФ ядерным программам Ирана, КНДР и Сирии, а также российских поставок в эти страны усовершенствованных обычных вооружений и ракет. В законопроекте подчеркивается, что "никакое подобное соглашение с такой страной не может вступить в силу" и что разрешения и лицензии для экспорта из США в такую страну "ядерных материалов, объектов, компонентов или иных товаров, услуг и технологий" не могут быть выданы до тех пор, пока президент США не подтвердит в письменной форме конгрессу, что "Иран, Северная Корея или Сирия прекратили свои усилия по созданию, разработке и получению ядерных взрывных устройств или связанных с ними материалов и технологий" и правительство зарубежного государства "прекратило любое ядерное содействие Ирану, Северной Корее или Сирии и все поставки усовершенствованных обычных вооружений и ракет" в эти страны.
В документе особо оговаривалось, что юридический термин "страна, оказывающая содействие ядерным программам Ирана, Северной Кореи и Сирии или поставляющая усовершенствованные вооружения или ракеты в Иран, КНДР или Сирию", в данном законопроекте "означает Российскую Федерацию", а также любую другую страну, которую назовет президент США.
Этот документ, внесенный в палату представителей группой конгрессменов, поступил для дальнейшего рассмотрения и голосования сразу в пять комитетов палаты – комитет по иностранным делам, юридический, по финансовым услугам, по налоговым документам, а также по надзору за деятельностью правительства США.
25 июня 2008 года в конгресс была внесена еще одна ‑ уже четвертая по счету ‑ резолюция против соглашения между США и Россией о сотрудничестве в гражданской ядерной энергетике, в которой было сказано, что "Конгресс США не одобряет предложенное соглашение о сотрудничестве, переданное в конгресс президентом 13 мая 2008 года". В тот же день документ поступил для дальнейшего рассмотрения и голосования в комитет по иностранным делам палаты представителей конгресса.
По регламенту в течение 60 дней законодатели должны были рассмотреть документ и дать ему оценку. В случае утверждения отрицательной резолюции в палате представителей и сенате, она заблокирует российско‑американское соглашение.
8 сентября 2008 года администрация президента США Джорджа Буша приняла решение отозвать из конгресса российско‑американский договор о сотрудничестве в области гражданской ядерной энергетики.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников